Установка бортового компьютера на ВАЗ 2109
В этой статье рассмотрим установку бортового компьютера на автомобили ВАЗ 2109 — 2115, оснащенные системой впрыска топлива. Несмотря на относительно высокую цену, бортовой компьютер достаточно полезная вещь в автомобиле. Он считывает данные из электронного блока управления двигателем и отображает их на дисплее БК. Таким образом можно настроить отображение мгновенного расхода топлива, температуры охлаждающей жидкости, оборотов, скорости, напряжения бортовой сети, остатка топлива в баке, различные сигналы с датчиков инжектора (расход воздуха, положение шагового двигателя) и многое другое. Плюсом, в них имеется функция маршрутного компьютера, которая полезна для вычисления пробега на остатке топлива, вычисления среднего расхода топлива и других параметров в зависимости от модели. Также можно с помощью бортового компьютера можно считывать коды ошибок из памяти контроллера, что облегчает поиск неисправностей и заменяет поездку в сервис на диагностику, отнюдь не бесплатную.
На автомобилях с «высокой» панелью (ВАЗ 2108, ВАЗ 2109) и европанелью (ВАЗ 2115, ВАЗ 2114) есть место для установки БК, закрытое заглушкой.
Для начала выбираем сам бортовой компьютер. Можно просто залезть в интернет, набрать в поисковике интересующий запрос (что-то типа «бортовой компьютер на ВАЗ 2109») и выбрать модель, подходящую Вам по описанию и фотографиям. Неплохие устройства выпускаются под маркой «Multitronics», «Штат». Для себя я выбрал Multitronics X140. Кстати, сейчас появилась в продаже аналогичная модель, но с цветным дисплеем. Рекомендую заказывать это устройство через интеренет-магазин, на авторынках и обычных магазинах стоимость данных устройств сильно завышена, иногда в 2 раза. Учитывая, что само по себе устройство не из дешевых (порядка 1500 — 3000 рублей в зависимости от модели), можно ощутимо потратиться.
Суть подключения бортового компьютера установки сводится к следующему. К нему нужно подвести следующие провода:
1. Постоянное питание +12В
2. Питание, появляющееся при включении зажигания (инициирует запуск БК)
3. Питание, появляющееся про включении габаритов (позволяет притушить дисплей БК в темное время суток при включении габаритных огней)
4. Массу.
5. Подать сигнал с датчика уровня топлива (ДУТ). Некоторые модели БК позволяют обойтись без подключения ДУТ, и могут вычислять остаток топлива в баке путем вычитания израсходованного объема топлива из текущего объема в баке, основываясь на мгновенном расходе (например, Multitronics X140).
6. Подключить линию диагностики контроллера «K-line».
Для подключения по первым четырем пунктам в автомобилях с высокой и европанелью есть 4-х контактная колодка для подключения бортового компьютера. Просто подключаем ее с использованием переходников, идущих в комплекте с БК. Если же ее нет, можно 1 пункт взять с прикуривателя, 2-й — с замка зажигания, 3-й например с лампы подсветки прикуривателя, она загорается при включении габаритов и находится рядом с штатным местом под БК. Массу берем с корпуса или с того же прикуривателя. Перед любыми манипуляциями с электропроводкой автомобиля отключаем массу аккумулятора во избежание коротких замыканий и пожара!
Сигнал с датчика уровня топлива берется с указателя уровня топлива комбинации приборов в соответствии со схемой проводки вашего автомобиля. В случае ВАЗ 2109 провод ДУТ бортового компьютера подключается к проводу розового цвета с красной полосой, подходящему 11 контакту белой 13-ти контактной колодки комбинации приборов.
Линия диагностики («К-линия») подключается в разъем «М» диагностической колодки Евро-2, или гнездо 7 колодки Евро-3 (у новых автомобилей). В ВАЗ 2109 с высокой панелью диагностическая колодка находится под полкой в ногах переднего пассажира.
Если в комплекте с бортовым компьютером идет датчик внешней температуры на длинном проводе, надо сам датчик разместить в левом углу переднего бампера, там меньше всего влияние температуры двигателя на показания датчика. Из салона провод с датчиком можно вывести через отверстие в моторном щите под тросик спидометра, рядом с ним. Если в автомобиле уже есть датчик внешней температуры (Ваз 2115, 2114), датчик из комплекта БК можно использовать для измерения и отображения температуры в салоне, разместив его в кожухе рулевой колонки, или в тоннеле в районе ручника.
Дальнейшие действия по настройке БК смотрите в его руководстве по эксплуатации. Настраиваете и пользуетесь. В моем случае, после установки бортового компьютера я практически перестал пользоваться показаниями комбинации приборов, вся необходимая информация о работе систем автомобиля выведена на дисплей БК. Заметил, что скорость БК показывает точнее штатного спидометра, приводимого тросиком, так как БК считывает скорость с контроллера, который берет эту информацию с датчика скорости системы впрыска.
Источник
Применяемость контроллеров (ЭБУ) впрысковых двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
На впрысковых системах двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 контроллер (ЭБУ, блок управления) является устройством согласующим работу всех датчиков и систем, входящих в состав ЭСУД. Это специализированный мини компьютер, в котором установлена программа управления двигателем. Рассмотрим применяемость контроллеров на ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Применяемость контроллеров (ЭБУ)
ВАЗ 2108, 2109, 21099 с двигателем 2111 без нейтрализатора, с СО понтенциометром (устройство ручной регулировки содержания СО в выхлопных газах), до 2001 года выпуска (нормы токсичности R-83):
— BOSH M1.5.4 (2111-1411020);
— Январь 4.1 (2111-1411020-22).
ВАЗ 2108, 2109, 21099 с двигателем 2111 без нейтрализатора, без потенциометра, но с возможностью электронной регулировки СО при помощи сканера или технологического, подключаемого потенциометра, с 2001 года выпуска (нормы токсичности R-83):
— BOSH M1.5.4 (2111-1411020-70);
— Январь 5.1 (2111-1411020-71);
— VS 5.1 (2111-1411020-72).
ВАЗ 2108, 2109, 21099 с двигателем 2111, с нейтрализатором, одним датчиком кислорода, системой улавливания паров бензина (нормы ЕВРО-2):
— GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21));
— BOSH MР7.0Н (2111-1411020-40);
— BOSH M1.5.4N (2111-1411020-60);
— Январь 5.1 (2111-1411020-61);
— VS 5.1 (2111-1411020-62).
ВАЗ 2108, 2109, 21099 с двигателем 2111, с нейтрализатором, двумя датчиками кислорода (управляющим и диагностическим), системой улавливания паров бензина (нормы ЕВРО-3):
— BOSH MР7.0Н (2111-1411020-50).
Примечания и дополнения
— Контроллеры GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21)), Январь 4.1 (2111-1411020-22), BOSH M1.5.4 (2111-1411020) в настоящее время сняты с производства.
Источник
Инструкция по установке штатного бортового компьютера на ВАЗ 2114
Еще несколько лет тому назад электроника в автомобиле являлась настоящим предметом роскоши, она была доступна только в самых дорогих моделях.
Но время летит, технологии меняются. Теперь даже самые простые, доступные автомобили имеют в своем арсенале внушительное количество электронных устройств, обеспечивающих работу буквально каждой системы, следящих за состоянием машины и отдельных ее узлов.
С этой точки зрения модели ВАЗ не отличаются изыском и широким ассортиментом электроники. Потому многие решают самостоятельно установить себе бортовой компьютер.
Зачем он нужен?
Установив бортовой компьютер, вы сможете получить устройство, информирующее вас о работе всех систем, причем с завидной точностью. Компьютер считывает параметры, сообщает о потенциальных неисправностях, позволяет предотвратить поломку до того, как она привела к серьезному ремонту.
Переоценить пользу бортовика невероятно сложно, потому многие решаются его установить на свой ВАЗ 2114. Так автовладельцы без помощи дорогостоящего оборудования на СТО смогут самостоятельно контролировать состояние автомобиля, своевременно реагировать на сообщения компьютера, который проводит регулярную диагностику.
Что выбрать?
Ассортимент бортовых компьютеров для ВАЗ 2114 достаточно обширный. Но брать первый попавшийся не стоит.
Сперва убедитесь, что выбираемый вами компьютер поддерживает программы, предназначенные для электронного блока управления «четырнадцатой» модели.
Модель Гамма GF 415Т
Приобретать дешевые модели ни в коем случае не советуем. Раз вы решили ставить бортовичок, позаботьтесь о том, чтобы в его качестве и надежности не возникало сомнений. За него придется выложить неплохую сумму, но поверьте, оно того стоит.
Ошибки БК
Если вы приобретаете автомобиль, на котором уже установлен бортовик, это достаточно неплохо. Не придется самостоятельно его монтировать.
Плюс это великолепный способ проверить, действительно ли автомобиль исправен, как об этом заявляет его владелец.
Чтобы проверить БК на предмет ошибок, сбросьте суточный пробег на приборной панели и одновременно с этим включите зажигание. Потом нажмите на кнопку, расположенную возле рычага стеклоочистителя. На дисплее появится версия прошивки установленного БК, плюс коды ошибок, если таковые имеются.
Основные ошибки БК приведены в таблице. Причем самые популярные из них, которые встречаются на ВАЗ 2114 — это 4, 6 и 8.
Код | Что он означает |
2 | У автомобиля слишком высокое напряжение сети |
3 | Неисправен датчик уровня топлива |
4 | Вышел из строя датчик температуры охлаждающей жидкости |
5 | Неисправен датчик наружной температуры |
6 | Двигатель перегревается |
7 | Давление масло достигло критически низкой отметки |
8 | Возникли проблемы в системе торможения |
9 | Аккумуляторная батарея разрядилась |
Обнаружив ошибки, можно принимать соответствующие решения. Если речь идет о вашем авто, просто сбросьте данные, нажав и удерживая кнопку суточного пробега. Не сделав это, при следующей диагностике ошибки сохранятся, хотя вы приняли меры по их устранению, отремонтировав соответствующие узлы автомобиля.
Какие параметры отображает экран БК
Подключив бортовик, вы сможете получать доступ к большому количеству информации и данных о работе своего автомобиля.
Большинство компьютеров, подходящих для ВАЗ 2114, отображают следующие данные:
- Скорость движения автомобиля;
- Объем горючего, оставшийся в баке;
- Время, проведенное в пути;
- Частота оборотов двигателя;
- Показатели расхода топлива;
- Степень нагрева двигателя;
- Температура внутри салона;
- Расстояние, которое сможет проехать автомобиль на оставшемся топливе;
- Расстояние, которое проехал автомобиль;
- Напряжение в бортовой электросети;
- Величина нагрева охлаждающей жидкости;
- Расположение дроссельной заслонки;
- Общий расход воздуха;
- Коды ошибок и их обозначение на понятном языке;
- Средний расход топлива автомобиля;
- Количество затраченного топлива за текущую поездку;
- Пройденный путь за поездку в километрах;
- Средняя скорость;
- Другие полезные данные.
Чем БК отличается от панели управления
Многие автовладельцы уверены, что в бортовом компьютере никакой потребности нет, все данные отображаются на приборной панели, и этого достаточно.
Но возьмем для примера спидометр. Как известно, он считывает обороты мотора, переводя из в скорость движения. Но если установить колеса большего диаметра, скорость повысится, но приборная панель будет работать по старой схеме, то есть вы будете превышать скоростные ограничения, хотя на спидометре все «в рамках закона».
Простые фиксаторы не справляются со своими задачами так, как на это способен БК. В теории можно вычислить только по приборной панели использованное количество горючего, текущий и средний расход топлива, количество пройденных километров и так далее. Но зачем сидеть за рулем и что-то подсчитывать, отвлекаться, если можно просто получить бортовик и смотреть на его экран, получая нужную информацию исходя из изменяющихся параметров.
Так что между БК и приборной панелью разница существенная.
Предварительная подготовка
Подготовка к установке
Есть несколько мероприятий, о которых следует подумать и провести их перед тем, как приступить к установке БК.
- Определите набор функций, которые вы хотите получить от своего БК. Для этого к каждому устройству прилагается штатная инструкция. Плюс много информации можно найти в сети.
- Покупать сильно навороченную систему для ВАЗ 2114 не имеет смысла. Но и бюджетные модели БК — не самое лучшее решение.
- Оптимальная комплектация включает в себя монитор, набор проводов и процессор.
- Решите, куда будет устанавливаться БК. Лучше всего для этого подойдет центральная консоль. Но там должно быть соответствующее свободное пространство для него.
- Если центральная консоль не подходит, попробуйте торпедо. Хотя в данном случае потребуется выносной корпус.
Запомните сразу, что после установки бортового компьютера, вам также придется устанавливать программное обеспечение и выполнять соответствующие настройки. Потому не думайте, что подключив все провода, работу можно считать завершенной и БК чудесным образом начнет выдавать вам объективную и адекватную информацию.
Установка
Чтобы подключить бортовик на свой ВАЗ 2114, быть большим специалистом не обязательно. Действуя согласно инструкции, вы сможете самостоятельно выполнить всю работу. Уделите только этому вопросу достаточно времени и сил.
- Первым делом снимите заглушку, расположенную на приборной панели. Будем отталкиваться от того, что вы нашли для своего бортового компьютера место.
- Сняв заглушку, ищите связку проводов, которые имеют девятиконтактный разъем. Все модели ВАЗ его имеют, потому ваша «четырнадцатая» исключением не станет.
- Теперь подключайте этот разъем к вашему бортовому компьютеру.
- Одно из важнейших мероприятий — это проведение К-линии.
- Для этого возьмите провод примерно на 1 м в длину, и соедините его со вторым контактом колодки девятиконтактного разъема.
- Второй конец провода подводят к колодке диагностики. Она располагается непосредственно под приборной панелью. Дабы облегчить самому себе задачу, советуем отсоединить панель с правой стороны.
- Если у вас колодка Евро 2, провод с колодкой диагностики соединяется при помощи М-гнезда.
- Если колодка Евро 3, тогда вам потребуется гнездо под номером 7.
- В некоторых случаях на ВАЗ 2114 колодку Евро 3 монтируют вверх ногами. Потому обязательно обратите на это внимание при подключении, чтобы ничего не перепутать.
- Выполнив подключение бортового компьютера, поставьте его в отведенное место и проверьте в работу.
Как снять БК
Не будем кривить душой, а справедливо заметим, что качество и функциональность штатного бортового компьютера, предлагаемого для ВАЗ 2114, оставляет желать лучшего.
Потому решение установить альтернативу с расширенным функционалом и возможностями со стороны владельцев авто является вполне справедливым.
Прежде чем снимать БК, убедитесь, что на устройство уже не распространяется гарантия. Если самостоятельно вмешаться в конструкцию машины, вы можете потерять в деньгах. Однако новые «четырнадцатые» модели ВАЗ — это большая редкость, потому мало какие машины до сих пор на заводской гарантии.
Решив все эти нюансы и подобрав уже новый бортовой компьютер, можно смело приступать к демонтажу старого БК.
- Отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи, установленной в подкапотном пространстве вашего автомобиля. Это нужно для того, чтобы защитить себя от ударов током, а также во избежание порчи всей проводки.
- Снимите магнитолу, которая стоит у вас на консоли.
- Демонтируйте наружную панель от аудиосистемы.
- Теперь можно полноценно извлекать весь корпус магнитолы. Все провода, подключенные к ней, обязательно открепляются.
- Перед вами откроется отверстие, куда просовывается рука и осторожно открывается крепление блока компьютера.
- Достаньте свой устаревший или пришедший в негодность бортовик, предварительно отсоединив все подключенные к нему провода.
- Если новый БК вы устанавливать не собираетесь, тогда демонтированная проводка обязательно соединяется. Иначе у вас возникнут проблемы в процессе эксплуатации автомобиля.
- Ряд устройств подключены к вашему бортовому компьютеру. Потому их придется также отключить. Делайте это аккуратно и постепенно. Никаких резких движений. А то еще придется проводку менять.
- Если на место старого претендует новый БК, на этом этапе начинайте подключение.
- Вставьте на место магнитолу, соберите все узлы по своим местам, соблюдая обратную последовательность демонтажа.
Работа не сложная, но для ее выполнения придется потратить некоторое время.
Источник
Установка и подключение бортового компьютера на ВАЗ-2109
Бортовой компьютер в автомобиле — не острая необходимость, но полезный для автовладельца девайс, с помощью которого можно узнать техническую информацию о состоянии некоторых систем машины в режиме реального времени. БК на отечественных автомобилях ВАЗ 2109 — 2115 может быть установлен в случае, если автомобиль обладает системой впрыска топлива.
Зачем нужен бортовой компьютер?
В прошлых статьях мы уже говорили, что такое бортовой компьютер, для чего он нужен и каких видов они бывают. Но позволю себе повториться, чтобы вы чётко осознавали все плюсы наличия бортового компьютера, а минусы – пожалуй, их нет, разве что трата денег на покупку и всё.
Возьмем, к примеру, бортовой компьютер ШТАТ 115×24. Имея данную модель в своём наличии, вы можете:
- выставить температуру запуска вентилятора радиатора; данная функция очень полезна, например, в зимний период времени, когда вы можете контролировать температуру охлаждающей жидкости, тем самым следить за температурой радиатора печки.
- очень полезна функция сушки и прогрева свечей перед запуском двигателя.
- функция сброса настроек и корректировок ЭБУ нужна для перехода на бензин с более высоким или низким октановым числом (с 92 на 95 и наоборот), так же данная функция нужна для сброса настроек после длительной поездки с повышенной нагрузкой на двигатель.
- возможность чтения ошибок позволяет следить за состоянием автомобиля, вовремя менять нерабочие датчики, элементы.
Установка и подключение бортового компьютера на ВАЗ-2109
Бортовой компьютер в автомобиле — не острая необходимость, но полезный для автовладельца девайс, с помощью которого можно узнать техническую информацию о состоянии некоторых систем машины в режиме реального времени. БК на отечественных автомобилях ВАЗ 2109 — 2115 может быть установлен в случае, если автомобиль обладает системой впрыска топлива.
Инструкция по установке бортового компьютера
В данной статье мы рассмотрим процесс установки бортового компьютера «Престиж» с функцией диагностики и чтения ошибок.
Для работы нам понадобятся:
- Отвёртки,
- бортовой компьютер,
- провод длиной 1м.
Снимаем заглушку на центрально торпеде и ищем в ней 9-ти контактную колодку проводов. Данная колодка должна быть присутствовать на всех автомобилях нашей модели. Остаётся только подсоединить колодку к компьютеру и всё, но нам нужно провести к-линию.
Как провести К-линию?
- Берём наш провод и устанавливаем его во второй контакт нашей колодки.
- Противоположный конец провода кидаем под панель приборов в низ до диагностической колодки (для удобства можно отвернуть правую боковую панель).
- Протянув провод до диагностической колодки, подключаем его в гнездо «М» если у вас колодка ЕВРО-2 или в 7-е гнездо, если у вас колодка ЕВРО-3 (очень часто встречается, что диагностическая колодка на евро-3 установлена на авто вверх ногами, учтите это)
- Теперь подключаем бортовой компьютер, вставляем его в штатное место и проверяем его.
Установка и настройка устройства
После покупки необходимо установить компьютер на ваз 21099. Это легко осуществить, если на вашей машине стоит высокая или европанель. В этих передних панелях есть специально отведенные посадочные места для БК на центральной консоли, закрытые заглушками. Мы рассмотрим монтаж бортового компьютера на примере установки прибора Multitronics C340 на автомобиль Ваз 21099 с высокой передней панелью. Порядок действий.
- Для начала отсоединяем клемму «-» от аккумуляторной батареи.
- Затем снимаем заглушку на передней панели.
- После этого ищем колодку для диагностики — в машинах с высокой панелью она находится под торпедой, со стороны переднего пассажира.
- Втыкаем штырь длинного одиночного белого провода в разъем «М» диагностической колодки. Противоположный конец этого провода вставляем в разъем «2» колодки переходника, входящей в комплект устройства.
- Если в машине есть колодка иммобилизатора, но сам прибор отсутствует, нужно установить перемычку между 9 и 18 контактами иммобилизатора.
- Соединяем синим проводом разъем «6» колодки переходника с проводкой лампы подсветки прикуривателя.
- Подключаем конец зеленого провода к разъему «8» колодки переходника, а другой конец к 11 контакту белой 13 контактной колодки комбинации приборов.
- Соединяем 4-клеммную колодку из комплекта БК с ответной частью, расположенной в центральной консоли, возле гнезда аудиосистемы.
- Далее соединяем колодку переходника с 4-клеммной колодкой так, как указано на схеме.
- Вставляем корпус прибора на положенное ему место. Все, компьютер на Ваз 21099 установлен, осталось проверить, работает ли он.
Компьютер должен заработать через несколько секунд после установки. Отобразится это включением дисплея. Затем прибор должен перейти в ждущий режим. Не забудьте надеть отрицательную клемму на аккумулятор перед проверкой устройства!
После пуска двигателя компьютер Ваз 21099 инжектор должен автоматически определить протокол ЭБУ. Если этого не произошло, нужно выключить зажигание и выбрать его вручную. После этого необходимо снова завести двигатель и проверить правильность следующих параметров:
- температура двигателя;
- обороты коленвала;
- положение дроссельной заслонки;
- мгновенный расход топлива.
Ошибки при подключении/эксплуатации бортового компьютера
Ошибка:«Нет связи с контролёром» или «обрыв к-линии».
Данная ошибка свидетельствует о том, что к-линия не подключена или произошёл обрыв контакта. Проверьте провод, по схеме, описанной выше. Скорее всего вылетел контакт с диагностической колодки.
Ошибка:Неправильные показания датчика забортной температуры.
Если у вас температура за бортом -40, то это свидетельствует о том, что произошёл обрыв провода к датчику температуры, или такого датчика вообще нет. Если температура например -25, а на улице всего -10, то вам нужно заменить датчик на исправный.
Монтаж устройства
Отечественная модель ВАЗ 2114 оснащена местом для монтажа БК. Оно закрыто контрольной заглушкой, которую необходимо аккуратно снять. Облегчает установочные работы наличие специального комплекта проводов, имеющих разъем с девятью контактами. Его нужно подсоединить к соответствующему входу устройства. Основное взаимодействие аппарата и машины активируется путем подсоединения коричневого провода к гнезду «М» (Евро 2) либо «7» (Евро 3). Обратный конец провода внедряется во входное гнездо устройства. Тестируется работа компьютера, если все нормально, монтаж можно считать оконченным.
При необходимости демонтажа БК, производятся следующие манипуляции:
- Обесточивается система, снятием клеммы с аккумулятора;
- Демонтируется панель управления магнитолы, вместе с ней;
- Через образовавшееся окошко, рассоединяются крепления БК;
- Устройство извлекается с предварительным отключением всех подсоединенных приборов;
- Магнитола и панель монтируются на место.
Описание
ВАЗ-2109 сходившие с конвейера никогда не имели штатного бортового маршрутного компьютера. К счастью существуют модели БК разработанные специально для этой популярной марки. Это, к примеру БК-10 и БК-36 .
бортовой компьютер ваз 2109 карбюратор, бортовой компьютер ваз 21093 карбюратор, бортовой компьютер на ваз 2109, бортовой компьютер ваз 2109 инжектор, бортовой компьютер штат ваз 2109, установка бортового компьютера ваз 2109
Первые авто ВАЗ 2109 появились в 1987 году и прожили на конвейере до 2011 года. Уже в 1990-м году появилась модификация ВАЗ 21093, которая в первую очередь отличалась большей мощностью и улучшенным дизайном.
В том же 1990 году появилась полноценная модель ВАЗ 21099, с кузовом седан, который длиннее на 20 сантиметров. Также в машины своя облицовка радиатора, немного изменен капот и передние крылья, а в салоне новая панель с тахометром. Со временем эти изменения перекочевали на все семейство «Самара».
В практичном салоне все предстоит так: низкая приборная панель, передние кресла с подголовниками, при этом они содержат регулировку крепления ремней безопасности по высоте. Более новая модель содержит «высокую» приборную панель, улучшенный интерьер сидений и дверей, с замахом на престижность. Задние сиденья «девятки» складываются, трансформируя автомобиль в грузопассажирский вариант.
Комплектация «Люкс» имеет тахометр и маршрутный компьютер, также предусмотрена противоугонная система, электроблокировка дверей и стеклоподъемники с электроуправлением. Интересно, что система контроля напоминает о не пристегнутом ремне безопасности, незакрытой двери, об оставленном ключе зажигания и даже о работоспособности некоторых отдельных узлов автомобиля ВАЗ 2109. В 1995году был проведен рестайлинг, который по общему счету больших изменений во внешности и дизайне не принес.
Как считывать коды неисправностей в авто ВАЗ 2109
При считывании кодов поломок лампой контакт В, в колодке диагностики, соединить с «массой», с которой соединен контакт А.
Маркировка контактов в колодке диагностики авто ВАЗ 2109
На фото показана маркировка контактов колодки ВАЗ 2109, такая же маркировка и колодки ВАЗ 21093. А — соединяется с массой; В – служит для подачи сигнала на ЭБУ; управляет электробензонасосом контакт – G; выдается информация контактом М. При соединении контактов А и В ключ в замке зажигания на авто нужно повернуть в положение зажигания – I, двигатель при этом работать не должен. Лампа «CHECK ENGINE» в этих условиях должна высветить вспышками подряд три раза код 12. Порядок операции такой:
- Вспышка.
- От одной до двух секунд пауза.
- Вспышка.
- Вспышка.
- Пауза длиной две – три секунды.
- Это еще нужно выполнить два раза.
Код «12» указывает на работу системы, что говорит о том, что поломки в самой системе диагностики. После того, как высветился код «12», коды неисправностей три раза высвечивает лампа «CHECK ENGINE», при их наличии, если неисправностей нет, высвечивается код «12». Когда в памяти ЭБУ хранится несколько кодов неисправностей, каждый должен высвечиваться три раза.
Совет: По окончании диагностики контакты А и В на устройстве можно размыкать через 10 секунд после выключения зажигания на авто ВАЗ 2109.
В таблице приведены коды ошибок ЭБУ на авто ВАЗ 2109
Код | Наименование неисправности |
12 | Исправность в диагностической цепи лампы для контроля |
14 | Повышенный уровень сигнала датчика, указывающего температуру охлаждающей жидкости |
15 | Пониженный уровень сигнала датчика, указывающего температуру охлаждающей жидкости |
16 | Увеличение напряжения в бортовой сети |
17 | Понижение напряжения в бортовой сети |
19 | Неправильный сигнал в датчике положения коленчатого вала |
21 | Повышение напряжения в сигнале датчика, указывающего положение дроссельной заслонки |
22 | Уменьшенное напряжение в сигнале датчика положения дроссельной заслонки |
24 | Отсутствие сигнала на датчике скорости автомобиля |
27 | Повышенный уровень в сигнале СО-потенциометра |
28 | Пониженный уровень в сигнале СО-потенциометра |
33 | Неправильный сигнал в датчике массового расхода воздуха (на выходе датчика появилась высокая частота сигнала) |
34 | Пониженная частота сигнала, образуемая на выходе датчика, указывающего массовый расход воздуха |
35 | Колебания частоты вращения холостого хода |
43 | Ошибочный сигнал датчика детонации |
51 | Ошибка в постоянно программируемом запоминающем устройстве (ППЗУ) |
52 | Ошибка в электронном блоке управления (ОУЗ) |
53 | Ошибка, возникающая в электронном программируемом запоминающем устройстве (ЭПЗУ) |
61 | Ошибка в связи с иммобилайзером |
При считывании кодов могут обнаруживаться неожиданные коды. В этом случае предполагается, что они созданы непостоянной поломкой и могут помочь в диагностике системы.
Взаимодействие с устройством
Начнем с того, что в продаже представлены различные варианты. При этом многие из них имеют четырехразрядный цифровой дисплей (зачастую монохромный). Наличие такого дисплея несколько осложняет взаимодействие водителя с БК, так как нужно привыкать к разным сокращениям и пиктограммам.
Если просто, способ отображения информации на таких дисплеях сначала может вызывать некоторые затруднения. Например, «ПР.ОСТ» будет означать, какой пробег предполагается на имеющемся остатке топлива и т.д.
Что касается способов управления устройством, зачастую это происходит при помощи кнопок, которых может быть две или больше (в зависимости от типа, производителя, модели БК и других особенностей). Как правило, при помощи кнопок имеется возможность менять яркость подсветки дисплея, управлять режимами работы, вносить свои коррективы и т.д.
БК обычно реагирует на короткие и длительные нажатия кнопок, что позволяет осуществлять навигацию по условному меню, изменять параметры, заходить в подразделы.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как сделать впрыск воды в двигатель своими руками. Из этой статьи вы узнаете, для чего нужен впрыск воды в мотор, а также как реализовать данную инсталляцию самому.
Отметим, что такая особенность управления также может осложнить взаимодействие с ботовым компьютером, особенно на этапе ознакомления с устройством. По этой причине рекомендуем отдельно изучить инструкцию и всегда иметь мануал под рукой.
Источник
Как подключить бортовой компьютер в ВАЗ 2109 и 2115
Связь с электронным блоком управления (ЭБУ) основных узлов авто осуществляет колодка диагностики. На автомобилеВАЗ 2109 колодка диагностики находится с правой стороны под приборной панелью рядом с ЭБУ. Специальный диагностический прибор или подсчет чисел вспышек встроенной лампы «CHECK ENGINE» могут прочитать коды неисправностей автомобиля, которые хранятся в памяти ЭБУ. В статье предлагается познакомиться с порядком считывания кодов неисправностей в автомобиле ВАЗ 2109 и как все операции выполнить своими руками.
Как считывать коды неисправностей в авто ВАЗ 2109
При считывании кодов поломок лампой контакт В, в колодке диагностики, соединить с «массой», с которой соединен контакт А.
Маркировка контактов в колодке диагностики авто ВАЗ 2109
На фото показана маркировка контактов колодки ВАЗ 2109, такая же маркировка и колодки ВАЗ 21093. А — соединяется с массой; В – служит для подачи сигнала на ЭБУ; управляет электробензонасосом контакт – G; выдается информация контактом М. При соединении контактов А и В ключ в замке зажигания на авто нужно повернуть в положение зажигания – I, двигатель при этом работать не должен. Лампа «CHECK ENGINE» в этих условиях должна высветить вспышками подряд три раза код 12. Порядок операции такой:
- Вспышка.
- От одной до двух секунд пауза.
- Вспышка.
- Вспышка.
- Пауза длиной две – три секунды.
- Это еще нужно выполнить два раза.
Код «12» указывает на работу системы, что говорит о том, что поломки в самой системе диагностики. После того, как высветился код «12», коды неисправностей три раза высвечивает лампа «CHECK ENGINE», при их наличии, если неисправностей нет, высвечивается код «12». Когда в памяти ЭБУ хранится несколько кодов неисправностей, каждый должен высвечиваться три раза.
Совет: По окончании диагностики контакты А и В на устройстве можно размыкать через 10 секунд после выключения зажигания на авто ВАЗ 2109.
В таблице приведены коды ошибок ЭБУ на авто ВАЗ 2109
Код | Наименование неисправности |
12 | Исправность в диагностической цепи лампы для контроля |
14 | Повышенный уровень сигнала датчика, указывающего температуру охлаждающей жидкости |
15 | Пониженный уровень сигнала датчика, указывающего температуру охлаждающей жидкости |
16 | Увеличение напряжения в бортовой сети |
17 | Понижение напряжения в бортовой сети |
19 | Неправильный сигнал в датчике положения коленчатого вала |
21 | Повышение напряжения в сигнале датчика, указывающего положение дроссельной заслонки |
22 | Уменьшенное напряжение в сигнале датчика положения дроссельной заслонки |
24 | Отсутствие сигнала на датчике скорости автомобиля |
27 | Повышенный уровень в сигнале СО-потенциометра |
28 | Пониженный уровень в сигнале СО-потенциометра |
33 | Неправильный сигнал в датчике массового расхода воздуха (на выходе датчика появилась высокая частота сигнала) |
34 | Пониженная частота сигнала, образуемая на выходе датчика, указывающего массовый расход воздуха |
35 | Колебания частоты вращения холостого хода |
43 | Ошибочный сигнал датчика детонации |
51 | Ошибка в постоянно программируемом запоминающем устройстве (ППЗУ) |
52 | Ошибка в электронном блоке управления (ОУЗ) |
53 | Ошибка, возникающая в электронном программируемом запоминающем устройстве (ЭПЗУ) |
61 | Ошибка в связи с иммобилайзером |
При считывании кодов могут обнаруживаться неожиданные коды. В этом случае предполагается, что они созданы непостоянной поломкой и могут помочь в диагностике системы.
Бортовой компьютер на автомобиль ВАЗ 21099 инжектор
Многие владельцы автомобилей Ваз 21099 с инжектором хотят установить на свои машины бортовой компьютер (БК). Желание это понятное, ведь подобное устройство не только дает информацию о расходе топлива, путевой скорости, пробеге и оборотах коленчатого вала, но и проводит в реальном времени диагностику важных систем автомобиля.
Это, в свою очередь, позволяет выявлять неисправности двигателя, электроники и навесного оборудования сразу после их появления. Это очень сильно облегчает жизнь автолюбителей, так как появляется возможность прогнозирования серьезных поломок машины и практически исключается незапланированный ремонт авто. Установить бортовой компьютер на Ваз 2108-99 можно и без помощи специалистов. Для этого необходимо иметь небольшие познания в электрике и немного свободного времени.
Вернуться к оглавлению
Выбор бортового компьютера
На рынке представлено очень много электронных устройств, которые якобы возможно установить на автомобили семейства Лада Самара. Они производятся в разных странах, находятся в разных ценовых сегментах и различаются по многим параметрам. Не обращайте внимания на советы продавцов.
В первую очередь бортовой компьютер Ваз 21099 должен быть совместим с протоколами электронного блока управления (ЭБУ), установленного на ваш автомобиль. Поэтому заранее узнайте, какой ЭБУ у вас стоит, а потом уже идите за компом. Выбирая бортовой компьютер на Ваз Спутник — Самара, обратите внимание на следующие параметры.
- Напряжение питания — важно, чтобы прибор работал при напряжении ниже 10 и выше 14 вольт.
- Разрядность процессора — нужно, чтобы компьютер имел 32-разрядный процессор. 16-разрядный процессор может не успевать отслеживать ситуацию.
- Средний потребляемый ток — дабы не повышать нагрузку на генератор, необходимо, чтобы прибор потреблял не более 0,5 А в рабочем режиме. А дабы не разряжался аккумулятор, необходимо, чтобы в ждущем режиме прибор потреблял не более 0,04 А.
- Рабочая температура окружающего воздуха — для умеренных широт минимальная температура должна быть -20…-25 °С, а максимальная до +45 °С.
- Дискретность предоставления информации — определяет допуски в отображении информации. Если дискретность в отображении расхода топлива будет равна 0,1 л, то показатели на дисплее будут округляться до этого значения (при расходовании 0,16 литра топлива на дисплее будет показан расход в 0,2 литра).
- Наличие либо отсутствие голосового синтезатора. Голосовой синтезатор хорош тем, что проговаривает выявленные неисправности вслух. Это позволяет заметить любую поломку прямо во время движения, ведь в процессе интенсивной езды сложно глядеть на экран БК.
Среди представленных на рынке марок бортовых компьютеров специалисты рекомендуют устройства марок «Штат» и «Multitronics». Они гарантированно подходят для машин Лада. Выбор модели устройства зависит от модели автомобиля и бюджета владельца машины.
Цены варьируются от 1500 рублей за прибор без голосового синтезатора и с маленьким черно-белым дисплеем до 4000 рублей за БК с полным набором опций. При этом покупать эти устройства лучше в интернет-магазинах, поскольку цены в них в 2 раза ниже рыночных.
Вернуться к оглавлению
Установка и настройка устройства
После покупки необходимо установить компьютер на ваз 21099. Это легко осуществить, если на вашей машине стоит высокая или европанель. В этих передних панелях есть специально отведенные посадочные места для БК на центральной консоли, закрытые заглушками. Мы рассмотрим монтаж бортового компьютера на примере установки прибора Multitronics C340 на автомобиль Ваз 21099 с высокой передней панелью. Порядок действий.
- Для начала отсоединяем клемму «-» от аккумуляторной батареи.
- Затем снимаем заглушку на передней панели.
- После этого ищем колодку для диагностики — в машинах с высокой панелью она находится под торпедой, со стороны переднего пассажира.
- Втыкаем штырь длинного одиночного белого провода в разъем «М» диагностической колодки. Противоположный конец этого провода вставляем в разъем «2» колодки переходника, входящей в комплект устройства.
- Если в машине есть колодка иммобилизатора, но сам прибор отсутствует, нужно установить перемычку между 9 и 18 контактами иммобилизатора.
- Соединяем синим проводом разъем «6» колодки переходника с проводкой лампы подсветки прикуривателя.
- Подключаем конец зеленого провода к разъему «8» колодки переходника, а другой конец к 11 контакту белой 13 контактной колодки комбинации приборов.
- Соединяем 4-клеммную колодку из комплекта БК с ответной частью, расположенной в центральной консоли, возле гнезда аудиосистемы.
- Далее соединяем колодку переходника с 4-клеммной колодкой так, как указано на схеме.
- Вставляем корпус прибора на положенное ему место. Все, компьютер на Ваз 21099 установлен, осталось проверить, работает ли он.
Компьютер должен заработать через несколько секунд после установки. Отобразится это включением дисплея. Затем прибор должен перейти в ждущий режим. Не забудьте надеть отрицательную клемму на аккумулятор перед проверкой устройства!
После пуска двигателя компьютер Ваз 21099 инжектор должен автоматически определить протокол ЭБУ. Если этого не произошло, нужно выключить зажигание и выбрать его вручную. После этого необходимо снова завести двигатель и проверить правильность следующих параметров:
- температура двигателя;
- обороты коленвала;
- положение дроссельной заслонки;
- мгновенный расход топлива.
Эти параметры должны изменяться в большую сторону при нажатии на педаль акселератора.
Установка бортового компьютера на авто ВАЗ 2109
Несмотря на то, что цена бортового компьютера достаточно высокая, иметь его в автомобиле очень полезно. Устройство считывает данные, расположенные в электронном блоке управления двигателем, а затем их отображает на дисплее БК. Так можно выполнить настройку отображения температуры охлаждающей жидкости, мгновенный расход топлива, оборотов скорости, остаток топлива в баке, напряжение бортовой сети и другие показатели. Большим плюсом бортового компьютера является наличие функции маршрутного компьютера. С ее помощью можно вычислить пробег автомобиля на оставшемся топливе, вычислить средний расход топлива и другие параметры. Кроме того бортовой компьютер коды ошибок может считывать из памяти контролера. Это облегчает поиск поломок и заменяет диагностику в сервисном центре.
- Подводятся к устройству провода питания:
- постоянного +12В;
- инициирующее запуск БК;
- появляющиеся после включения габаритов. В этом случае в темное время притушивается на БК дисплей, при включении габаритов автомобиля;
- массы.
- Подается с ДТУ (датчика уровня топлива) сигнал.
- Подключается линия диагностики контролера «K-line».
Для первых четырех пунктов используется колодка диагностики ВАЗ 2109 подключения бортового компьютера. В этом случае используются переходники, входящие в комплект БК. При ее отсутствии можно использовать для питания — прикуриватель(см.Замена прикуривателя своими силами), для запуска БК — замок зажигания, лампу подсветки прикуривателя, которая загорается при включении габаритных лампочек и располагается вблизи со штатным местом для БК, масса берется тоже с прикуривателя.
Совет: При проведении любых манипуляций с электропроводкой авто ВАЗ 2109, нужно отключить массу аккумулятора, что предотвратит короткие замыкания и пожар.
Колодка диагностики ВАЗ 21093
Если в комплект БК входит датчик внешней температуры с длинным проводом, датчик размещается слева в углу переднего бампера. Здесь, на показания датчика, температура оказывает меньшее влияние. Провод с датчиком из салона выводится через, расположенное в моторном щите, отверстие под тросик спидометра. Дальнейшую настройку БК может показать инструкция по эксплуатации устройства. Как правильно подключается колодка диагностики на ВАЗ 2109, хорошо видно на видео.
Подключение бортового компьютера на ВАЗ 2109, ВАЗ 2115 без разъема для подключения.
Если ваш автомобиль не имеет штатного разъема для подключения бортового компьютера ВАЗ, следует использовать колодку переходника из комплекта поставки устройства.
Подключения бортового компьютера к датчику уровня топлива (ДУТ)
Для подключения к ДУТ для автомобилей ВАЗ 2109, ВАЗ 2115 с высокой панелью снимите козырек комбинации приборов и открутите винты крепления комбинации.
Протяните зеленый провод от клеммы №8 переходника разъема БК из комплекта прибора к комбинации приборов. Зачистите приблизительно 7 мм провода розового цвета с красной полосой, подходящего к 11 контакту белой 13-клеммной колодки комбинации приборов.
Надежно соедините методом скрутки провод, маркированный зеленой скруткой с зачищенным участком, и изолируйте место соединения. Подключение к ДУТ в автомобилях с высокой панелью, возможно, выполнить также в месте прокладки жгута под педалями, к проводу розового цвета, который идет от ДУТ к монтажному блоку.
Подключение к К-линии
Клемму «папа» одиночного белого длинного провода из комплекта соединительных проводов воткните в гнездо «М» колодки диагностики ЕВРО 2, или, заменив клемму на более узкую «штырь 1,5 мм» из комплекта прибора, вставьте в гнездо «7» колодки диагностики ЕВРО 3. Противоположный конец белого провода — клемму «мама 2,8 мм» вставьте в контакт №2 переходника разъема БК.
И в заключение напомним, что все работы связанные с электропроводкой необходимо проводить при отключенной аккумуляторной батареи.
Источник