Маркировка оперативной памяти: примеры и расшифровка
Всякий раз, заглядывая под крышку корпуса системного блока, можно наблюдать планки, состоящие из микросхем и чипов. Они даже напоминают картриджи для старой консоли «Сега». Однако их предназначение совершенно другое. Далее в статье будет дано подробное описание маркировки оперативной памяти и ее устройства.
Что такое ОЗУ?
Оперативное запоминающее устройство (оперативная память) является временным хранилищем данных на компьютере. Ее задача заключается в том, чтобы загружать запрашиваемые данные из своего хранилища и оставлять их там в зашифрованном виде. Когда пользователь повторно запросит информацию, оперативная память быстрее даст результат, так как исходный материал уже был сохранен. Это принцип работы, от которого зависит расшифровка маркировки оперативной памяти.
Самые главные показатели ОЗУ — это частота и тайминг. Частота работы показывает, с какой скоростью передаются данные. Измеряется этот параметр в мегагерцах (сокр. МГц или MHz).
Тайминг отвечает за задержку времени. То есть, он показывает, сколько времени необходимо оперативной памяти, чтобы обработать запрос и выдать результат.
Форм-факторы
Иными словами, данный параметр можно назвать стандартизацией размера. Существует два вида форм-фактора маркировки оперативной памяти — это DIMM и SoDIMM.
Первый формат подходит исключительно для настольных компьютеров. Это можно заметить, посмотрев на разъем в материнской плате. Длина данного слота достигает почти 13,35 см. Каждая планка фиксируется защелками по бокам. За счет длины увеличивается количество контактов. Вот, что означает маркировка оперативной памяти DIMM.
У форм-фактора SoDIMM все немного по-другому. Во-первых, размер — этот формат рассчитан на работу в ноутбуках или материнских платах стандарта miniITX. Длина такой планки равна 67,6 мм. Такой размер оправдан тем, что у портативных компьютеров ограниченное внутреннее пространство, а это вынуждает делать комплектующие меньшего размера. Данная маркировка оперативной памяти для ноутбука, а не для стандартного компьютера.
Тем не менее разница в размерах ничуть не влияет на технические характеристики — просто у ноутбуков менее требовательная система, нежели у настольных компьютеров.
Типы памяти
В современных компьютерах используется два типа памяти — это DDR3 и DDR4.
Оперативная память DDR3 обладает минимальной частотой в 1033 МГц. А ее «разгонная» частота достигает 1600 МГц. Впервые данный тип памяти был введен в эксплуатацию после 2010 года. Именно с третьего поколения стало возможным использовать оперативную память в качестве резервной для интегрированных графических процессоров.
В случае с маркировкой оперативной памяти DDR4, начальные показатели частот равны 1333 МГц. «Разгонный» потенциал дает возможность увеличить рабочую частоту до 2600 МГц при небольших таймингах. Ее достоинства не только в повышенных частотах, но и в более низком энергопотреблении. Увеличение с 240 до 288 контактов никак не повлияло на размеры планки.
Отличие DDR3 от DDR3L
На примере маркировки оперативной памяти DDR3L можно отметить, что она отличается от своего близнеца DDR3.
Приставка в конце означает Low, то есть, низкий. Это аргументировано тем, что данный вид оперативной памяти использует более низкое входное напряжение. Его показатель равен 1,35 Вольт. На обычных он 1,5 В. Этот параметр позволяет сократить энергопотребление на 10%. Со стандартной ОЗУ третьего поколения они внешне абсолютно одинаковы.
Совместимость
Первый опыт симбиоза двух поколений оперативной памяти оказался мало успешным. Речь идет о DDR2 и DDR3, а точнее — о материнских платах, на которых располагались оба вида слотов для оперативной памяти. Однако использование разных видов ОЗУ не дало результатов. В итоге материнская плата могла распознавать только один вид памяти.
Что касается DDR3 и DDR3L, то здесь дела обстоят немного проще. Они имеют некую совместимость — материнские платы с разъемами DDR3 могут поддерживать работу с оперативной памятью DDR3L. Но обратной совместимости не предусмотрено, так как материнские платы с разъемами для DDR3L рассчитаны на работу с низким напряжением.
Различия между третьим и четвертым поколениями очевидны — расположение зазора на месте контактов находится в другом месте. Даже в разъем поместить модуль не получится.
Преимущество DDR4
Данный тип оперативной памяти является топовым для игровых компьютеров, так как обладает «разгонным» профилем и высокими частотами. Практически все современные материнские платы, которые были выпущены после 2015 года, поддерживают DDR4.
Многие производители начали оснащать модули памяти различными программными профилями, системой охлаждения и даже подсветкой. В современных играх объем оперативной памяти играет важную роль. Поэтому вместе с новым поколением пришли увеличенные размеры оперативной памяти. На данный момент одна планка может иметь объем до 64 Гб. Однако новая оперативная память стоит немалых средств — это единственный недостаток.
Как установить модуль в системный блок
Перед началом установки стоит обратить внимание на маркировку оперативной памяти. Пример представлен на фото далее. Теперь стоит узнать параметры центрального процессора, которые связаны с оперативной памятью. Дело в том, что не всякий процессор может раскрыть потенциал оперативной памяти. Да и не каждый процессор сможет поддерживать разгонный профиль.
Установка одной планки не займет много времени. Для этого понадобится снять крышку системного блока и раздвинуть защелки на материнской плате. Все манипуляции с материнской платой проводятся только в горизонтальном положении, чтобы не повредить комплектующие. Далее планка помещается в разъем и фиксируется с помощью защелок.
После этого нужно собрать все обратно и запустить компьютер. Не дожидаясь загрузки операционной системы, необходимо вызвать меню БИОС, чтобы удостовериться в том, что планка обнаружена и нормально функционирует.
Для работы в двухканальном режиме лучше приобретать модули в паре, так как они тестируются вместе, что положительно сказывается на совместной работе. Если вторая и последующие планки приобретаются отдельно, то стоит обратить внимание на их показатели — частоты и тайминги.
Как установить оперативную память в ноутбук
Установка модулей памяти в ноутбук немного отличается от аналогичной операции в настольном варианте. Для этого понадобится отвертка, которой нужно выкрутить винтики на задней крышке портативного компьютера.
Перед началом установки стоит уточнить несколько нюансов. Во-первых, на всех ноутбуках можно установить не более двух планок (на некоторых вообще есть только один слот). Во-вторых, установка двух планок производится исключительно в парном режиме, так как модули от разных производителей вызывают конфликт. Перед работой необходимо отключить ноутбук от сети и вытащить аккумулятор.
Теперь нужно открутить болты крепления крышки, которая закрывает оперативную память. Если происходит замена модуля, то старый необходимо убрать. В случае увеличения объема нужно просто узнать, есть ли свободный разъем. Обратите внимание на то, что большинство моделей современных ноутбуков придется полностью разбирать, чтобы добраться до слота установки модуля.
Метод инсталляции напоминает процесс установки кассеты в магнитофон — в ноутбуке похожий слот. Далее планка помещается в свободный слот и нужно плавно нажимать на нее, пока не будет услышан характерный щелчок, который означает, что модуль зафиксирован.
После сборки можно подключать ноутбук к сети и запускать систему. Если операционная система работает исправно, то ноутбук распознал установленную оперативную память.
Источник
Решение задач по теме «Количество информации»
При хранении и передаче информации с помощью технических устройств информацию следует рассматривать как последовательность символов — знаков (букв, цифр, кодов цветов точек изображения и т.д.).
N=2 i | i | Информационный вес символа, бит |
N | Мощность алфавита | |
I=K*i | K | Количество символов в тексте |
I | Информационный объем текста |
Возможны следующие сочетания известных (Дано) и искомых (Найти) величин:
Тип | Дано | Найти | Формула |
---|---|---|---|
1 | i | N | N=2 i |
2 | N | i | |
3 | i,K | I | I=K*i |
4 | i,I | K | |
5 | I, K | i | |
6 | N, K | I | Обе формулы |
7 | N, I | K | |
8 | I, K | N |
Задача 1. Получено сообщение, информационный объем которого равен 32 битам. чему равен этот объем в байтах?
Решение: В одном байте 8 бит. 32:8=4
Ответ: 4 байта.
Задача 2. Объем информацинного сообщения 12582912 битов выразить в килобайтах и мегабайтах.
Решение: Поскольку 1Кбайт=1024 байт=1024*8 бит, то 12582912:(1024*8)=1536 Кбайт и
поскольку 1Мбайт=1024 Кбайт, то 1536:1024=1,5 Мбайт
Ответ:1536Кбайт и 1,5Мбайт.
Задача 3. Компьютер имеет оперативную память 512 Мб. Количество соответствующих этой величине бит больше:
1) 10 000 000 000бит 2) 8 000 000 000бит 3) 6 000 000 000бит 4) 4 000 000 000бит Решение: 512*1024*1024*8 бит=4294967296 бит.
Ответ: 4.
Задача 4. Определить количество битов в двух мегабайтах, используя для чисел только степени 2.
Решение: Поскольку 1байт=8битам=2 3 битам, а 1Мбайт=2 10 Кбайт=2 20 байт=2 23 бит. Отсюда, 2Мбайт=2 24 бит.
Ответ: 2 24 бит.
Задача 5. Сколько мегабайт информации содержит сообщение объемом 2 23 бит?
Решение: Поскольку 1байт=8битам=2 3 битам, то
2 23 бит=2 23 *2 23 *2 3 бит=2 10 2 10 байт=2 10 Кбайт=1Мбайт.
Ответ: 1Мбайт
Задача 6. Один символ алфавита «весит» 4 бита. Сколько символов в этом алфавите?
Решение:
Дано:
i=4 | По формуле N=2 i находим N=2 4 , N=16 |
Найти: N — ? |
Ответ: 16
Задача 7. Каждый символ алфавита записан с помощью 8 цифр двоичного кода. Сколько символов в этом алфавите?
Решение:
Дано:
i=8 | По формуле N=2 i находим N=2 8 , N=256 |
Найти:N — ? |
Ответ: 256
Задача 8. Алфавит русского языка иногда оценивают в 32 буквы. Каков информационный вес одной буквы такого сокращенного русского алфавита?
Решение:
Дано:
N=32 | По формуле N=2 i находим 32=2 i , 2 5 =2 i ,i=5 |
Найти: i— ? |
Ответ: 5
Задача 9. Алфавит состоит из 100 символов. Какое количество информации несет один символ этого алфавита?
Решение:
Дано:
N=100 | По формуле N=2 i находим 32=2 i , 2 5 =2 i ,i=5 |
Найти: i— ? |
Ответ: 5
Задача 10. У племени «чичевоков» в алфавите 24 буквы и 8 цифр. Знаков препинания и арифметических знаков нет. Какое минимальное количество двоичных разрядов им необходимо для кодирования всех символов? Учтите, что слова надо отделять друг от друга!
Решение:
Дано:
N=24+8=32 | По формуле N=2 i находим 32=2 i , 2 5 =2 i ,i=5 |
Найти: i— ? |
Ответ: 5
Задача 11. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц. На каждой странице — 40 строк, в каждой строке — 60 символов. Каков объем информации в книге? Ответ дайте в килобайтах и мегабайтах
Решение:
Дано:
K=360000 | Определим количество символов в книге 150*40*60=360000. Один символ занимает один байт. По формуле I=K*iнаходим I=360000байт 360000:1024=351Кбайт=0,4Мбайт |
Найти: I— ? |
Ответ: 351Кбайт или 0,4Мбайт
Задача 12. Информационный объем текста книги, набранной на компьютере с использованием кодировки Unicode, — 128 килобайт. Определить количество символов в тексте книги.
Решение:
Дано:
I=128Кбайт,i=2байт | В кодировке Unicode один символ занимает 2 байта. Из формулыI=K*i выразимK=I/i,K=128*1024:2=65536 |
Найти: K— ? |
Ответ: 65536
Задача 13.Информационное сообщение объемом 1,5 Кб содержит 3072 символа. Определить информационный вес одного символа использованного алфавита
Решение:
Дано:
I=1,5Кбайт,K=3072 | Из формулы I=K*i выразимi=I/K,i=1,5*1024*8:3072=4 |
Найти: i— ? |
Ответ: 4
Задача 14.Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Решение:
Дано:
N=64, K=20 | По формуле N=2 i находим 64=2 i , 2 6 =2 i ,i=6. По формуле I=K*i I=20*6=120 |
Найти: I— ? |
Ответ: 120бит
Задача 15. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-символьного алфавита, если его объем составил 1/16 часть мегабайта?
Решение:
Дано:
N=16, I=1/16 Мбайт | По формуле N=2 i находим 16=2 i , 2 4 =2 i ,i=4. Из формулы I=K*i выразим K=I/i, K=(1/16)*1024*1024*8/4=131072 |
Найти: K— ? |
Ответ: 131072
Задача 16. Объем сообщения, содержащего 2048 символов,составил 1/512 часть мегабайта. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение?
Решение:
Дано:
Источник
Двоичная система счисления. Бит и байт. Сегментация памяти.
Вообще, как компьютер может хранить, например, слово «диск»? Главный принцип — намагничивание и размагничивание одной дорожки (назовем ее так). Одна микросхема памяти — это, грубо говоря, огромное количество дорожек. Сейчас попробуем разобраться. Например:
нуль будет обозначаться как 0000 (четыре нуля),
(т.е. правую единицу заменяем на 0 и вторую устанавливаем в 1).
Уловили принцип? «0» и «1» — это т.н. биты. Один бит, как вы уже заметили, может быть нулем или единицей, т.е. размагничена или намагничена та или иная дорожка («0» и «1» это условное обозначение). Если еще присмотреться, то можно заметить, что каждый следующий установленный бит (начиная справа) увеличивает число в два раза: 0001 в нашем примере = 1; 0010 два; 0100 четыре; 1000 восемь и т.д. Это и есть т.н. двоичная форма представления данных.
Т.о. чтобы обозначить числа от 0 до 9 нам нужно четыре бита (хоть они и не до конца использованы. Можно было бы продолжить: десять 1010, одиннадцать 1011 , пятнадцать 1111).
Компьютер хранит данные в памяти именно так. Для обозначения какого-нибудь символа (цифры, буквы, запятой, точки. ) в компьютере используется определенное количество бит. Компьютер «распознает» 256 (от 0 до 255) различных символов по их коду. Этого достаточно, чтобы вместить все цифры (0 — 9), буквы латинского алфавита (a — z, A — Z), русского (а — я, А — Я), а также другие символы. Для представления символа с максимально возможным кодом (255) нужно 8 бит. Эти 8 бит называются байтом. Т.о. один любой символ — это всегда 1 байт (см. рис. 1).
1 | 1 | 1 | 1 | ||||
р | н | р | н | н | р | н | р |
Рис. 1. Один байт с кодом буквы Z
(буквы н и р обозначают: намагничено или размагничено соответственно)
Можно элементарно проверить. Создайте в текстовом редакторе файл с любым именем и запишите в нем один символ, например, «М» (но не нажимайте Enter!). Если вы посмотрите его размер, то файл будет равен 1 байту. Если ваш редактор позволяет смотреть файлы в шестнадцатеричном формате, то вы сможете узнать и код сохраненного вами символа. В данном случае буква «М» имеет код 4Dh в шестнадцатеричной системе, которую мы уже знаем или 1001101 в двоичной.
Т.о. слово «диск» будет занимать 4 байта или 4*8 = 32 бита. Как вы уже поняли, компьютер хранит в памяти не сами буквы этого слова, а последовательность «единичек» и «ноликов». «Почему же тогда на экране мы видим текст, а не «единички-нолики»? — спросите вы. Чтобы удовлетворить ваше любопытство, я забегу немного вперед и скажу, что всю работу по выводу самого символа на экран (а не битов) выполняет видеокарта (видеоадаптер), которая находится в вашем компьютере. И если бы ее не было, то мы, естественно, ничего бы не видели, что у нас творится на экране.
В Ассемблере после двоичного числа всегда должна стоять буква «b». Это нужно для того, чтобы при ассемблировании нашей программы Ассемблер смог отличать десятичные, шестнадцатеричные и двоичные числа. Например: 10 — это «десять», 10h — это «шестнадцать» а 10b — это «два» в десятичной системе.
Т.о. в регистры можно загружать двоичные, десятичные и шестнадцатеричные числа.
В результате в регистрах AX, BH и CL будет находится одно и тоже число, только загружаем мы его в разных системах. Компьютер же будет хранить его в двоичном формате (как в регистре BH).
Итак, подведем итог. В компьютере вся информация хранится в двоичном формате (двоичной системе) примерно в таком виде: 10101110 10010010 01111010 11100101 (естественно, без пробелов. Для удобства я разделили биты по группам). Восемь бит — это один байт. Один символ занимает один байт, т.е. восемь бит. По-моему, ничего сложного. Очень важно уяснить данную тему, так как мы будем постоянно пользоваться двоичной системой, и вам необходимо знать ее на «отлично».
Как перевести двоичное число в десятичное:
Надо сложить двойки в степенях, соответствующих позициям, где в двоичном стоят единицы. Например:
Возьмем число 20. В двоичной системе оно имеет следующий вид: 10100b
Итак (начнем слева направо, считая от 4 до 0; число в нулевой степени всегда равно единице (вспоминаем школьную программу по математике)):
Как перевести десятичное число в двоичное:
Можно делить его на два, записывая остаток справа налево:
В результате получаем: 10100b = 20
Как перевести шестнадцатеричное число в десятичное:
В шестнадцатеричной системе номер позиции цифры в числе соответствует степени, в которую надо возвести число 16:
В настоящий момент есть множество калькуляторов, которые могут считать и переводить числа в разных системах счисления. Например, калькулятор Windows, который должен быть в инженерном виде. Очень удобен калькулятор и в DOS Navigator’е. Если у вас есть он, то отпадает необходимость в ручном переводе одной системы в другую, что, естественно, упростит вам работу. Однако, знать этот принцип крайне важно!
Сегментация памяти в DOS.
Возьмем следующее предложение: «Изучаем сегменты памяти». Теперь давайте посчитаем, на каком месте стоит буква «ы» в слове «сегменты» от начала предложения включая пробелы. На шестнадцатом. Подчеркну, что мы считали слово от начала предложения.
Теперь немного усложним задачу и разобьем предложение следующим образом (символом «_» обозначен пробел):
В слове «Изучаем» символ «И» стоит на нулевом месте; символ «з» на первом, «у» на втором и т.д. В данном случае мы считаем буквы начиная с нулевой позиции, используя два числа. Назовем их сегмент и смещение. Тогда, символ «ч» будет иметь следующий адрес: 0000:0003, т.е. сегмент 0000, смещение 0003. Проверьте.
В слове «сегменты» будем считать буквы начиная с десятой позиции, но с нулевого смещения. Тогда символ «н» будет иметь следующий адрес: 0010:0005, т.е. пятый символ начиная с десятой позиции. 0010 — сегмент, 0005 смещение. Тоже проверьте.
В слове «память» считаем буквы начиная с 0020 сегмента и также с нулевой позиции. Т.о. символ «а» будет иметь аодрес 0020:0001, т.е. сегмент 0020, смещение 0001. Опять проверим.
Итак, мы выяснили, что для того, чтобы найти адрес нужного символа необходимо два числа: сегмент и смещение внутри этого сегмента. В Ассемблере сегменты хранятся в сегментных регистрах: CS, DS, ES, SS (см. предыдущий выпуск ), а смещения могут храниться в других (но не во всех).
Регистр CS служит для хранения сегмента кода программы (Code Segment — сегмент кода);
Регистр DS для хранения сегмента данных (Data Segment — сегмент данных);
Регистр SS для хранения сегмента стека (Stack Segment — сегмент стека);
Регистр ES дополнительный сегментный регистр, который может хранить любой другой сегмент (например, сегмент видеобуфера).
Пример N 2:
Давайте попробуем загрузить в пару регистров ES:DI сегмент и смещение буквы «м» в слове «памяти» из примера N 1 (см. выше). Вот как это запишется на Ассемблере:
Теперь в регистре ES находится сегмент с номером 20, а регистре DI смещение к букве «м» в слове «памяти». Проверьте, пожалуйста.
Здесь стоит отметить, что загрузка числа (т.е. какого-нибудь сегмента) напрямую в сегментый регистр запрещена. Поэтому мы в строке (1) загрузили сегмент в AX, а в строке (2) загрузили в регистр ES число 20, которое находилось в регистре AX:
Когда мы загружаем программу в память, она автоматически располагается в первом свободном сегменте. В файлах типа *.com все сегментные регистры автоматически инициализируются для этого сегмента (устанавливаются значения равные тому сегменту, в который загружена программа). Это можно проверить при помощи отладчика. Если, например, мы загружаем программу типа *.com в память, и компьютер находит первый свободный сегмент с номером 5674h, то сегментные регистры будут иметь следующие значения:
Код программы типа *.com должны начинаться со смещения 100h. Для этого мы, собственно, и ставили в наших прошлых примерах программ оператор org 100h, указывая Ассемблеру при ассемблировании использовать смещение 100h от начала сегмента, в который загружена наша программа (позже мы рассмотрим для чего это нужно). Сегментные же регистры, как я уже говорил, автоматически принимают значение того сегмента, в который загрузилась наша программа.
Пара регистров CS:IP задает текущий адрес кода. Теперь рассмотрим, как все это происходит на конкретном примере:
Пример N 3.
Итак, строки (1) и (8) описывают сегмент: CSEG (даем имя сегменту) segment (оператор Ассемблера, указывающий, что имя CSEG — это название сегмента); CSEG ends (end segment — конец сегмента) указывает Ассемблеру на конец сегмента.
Строка (2) сообщает, что код программы (как и смещения внутри сегмента CSEG) необходимо отсчитывать с 100h. По этому адресу в память всегда загружаются программы типа *.com.
Запускаем программу из Примера N 3 в отладчике. Допустим, она загрузилась в свободный сегмент 1234h. Первая команда в строке (4) будет располагаться по такому адресу:
1234h:0100h (т.е. CS = 1234h, а IP = 0100h) (посмотрите в отладчике на регистры CS и IP).
Перейдем к следующей команде (в отладчике CodeView нажмите клавишу F8, в другом посмотрите какая клавиша нужна; будет написано что-то вроде «F8-Step»). Теперь вы видите, что изменились следующие регистры:
AX = 0900h (точнее, AH = 09h, а AL = 0, т.к. мы загрузили командой mov ah,9 число 9 в регистр AH, при этом не трогая AL. Если бы AL был равен, скажем, 15h, то после выполнения данной команды AX бы равнялся 0915h)
IP = 102h (т.е. указывает на адрес следующей команды. Из этого можно сделать вывод, что команда mov ah,9 занимает 2 байта: 102h — 100h = 2).
Следующая команда (нажимаем клавишу F8) изменяет регистры DX и IP. Теперь DX указывает на смещение нашей строки («Oleg$») относительно начала сегмента, т.е. 109h, а IP равняется 105h, т.е. адрес следующей команды. Нетрудно посчитать, что команда mov dx,offset My_name занимает 3 байта (105h — 102h = 3).
Обратите внимание, что в Ассемблере мы пишем:
а в отладчике видим следующее:
mov dx,109 (109 — шестнадцатеричное число, но CodeView символ ‘h’ не ставит. Это надо иметь в виду).
Почему так происходит? Дело в том, что при ассемблировании программы, Ассемблер подставляет вместо offset My_name реальный адрес строки с именем My_name в памяти. Можно, конечно, записать сразу
Программа будет работать нормально. Но для этого нам нужно высчитать самим этот адрес. Попробуйте вставить следующие команды, начиная со строки (7) в примере N 3:
Просто продублируем команду int 20h (хотя, как вы уже знаете, до строки (8) программа не дойдет).
Теперь ассемблируйте программу заново. Запускайте ее под отладчиком. Вы увидите, что в DX загружается не 109h, а другое число. Подумайте, почему так происходит. Это просто!
В окне «Memory» («Память») вы должны увидеть примерно такое:
Позиция N1 (1234) — сегмент, в который загрузилась наша программа (может быть любым).
Позиция N2 (0000) — смещение в данном сегменте (сегмент и смещение отделяются двоеточием (:)).
Позиция N3 (CD 20 00 . F0 FE) — код в шестнадцатеричной системе, который располагается с адреса 1234:0000.
Позиция N4 (= .a.) — код в ASCII (ниже рассмотрим), соответствующий шестнадцатеричным числам с правой стороны.
В Позиции N2 (смещение) введите значение, которое находится в регистре DX после выполнения строки (5). После этого в Позиции N4 вы увидите строку «Oleg$», а в Позиции N3 — код символов «Oleg$» в шестнадцатеричной системе. Вот что загружается в DX! Это не что иное, как АДРЕС (смещенеие) нашей строки в сегменте!
Но вернемся. Итак, мы загрузили в DX адрес строки в сегменте, который мы назвали CSEG (строки (1) и (9) в Прмере N 3). Теперь переходим к следующей команде: int 21h. Вызываем прерывание DOS с функцией 9 (mov ah,9) и адресом строки в DX (mov dx,offset My_name).
Как я уже говорил раньше, для использования прерываний в программах, в AH заносится номер функции. Номера функций нужно запоминать.
Наше первое прерывание.
Функция 09h прерывания 21h выводит строку на экран, адрес которой указан в регистре DX.
Вообще, любая строка, состоящая из ASCII символов, называется ASCII-строка. ASCII символы — это символы от 0 до 255 в DOS, куда входят буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки препинания и пр.
Изобразим это в таблице (так всегда теперь будем делать):
Функция 09h прерывания 21h — вывод строки символов на экран в текущую позицию курсора:
Вход: AH = 09h, DX = адрес ASCII-строки символов, заканчивающийся ‘$’
Выход: ничего
В поле «Вход» мы указываем, в какие регистры что загружать, а в поле «Выход» — что возвращает функция. Сравните эту таблицу с Примером N 3.
Вот мы и рассмотрели сегментацию памяти. Если я что-то упустил, то это рассмотрим в последующих выпусках. Очень надеюсь на то, что вы разобрались в данной теме.
Теперь интересная программка для практики, которая выводит в верхний левый угол экрана веселую рожицу на синем фоне:
Многие операторы вы уже знаете. Поэтому я буду объяснять только новые.
В данном примере мы используем вывод символа прямым отображением в видеобуфер.
В строках (4) и (5) загружаем в сегментный регистр ES число 0B800h, которое соответствует сегменту дисплея в текстовом режиме (запомните его!). В строке (6) загружаем в регистр DI нуль. Это будет смещение относительно сегмента 0B800h. В строках (8) и (9) в регистр AH заносится атрибут символа (31 — ярко-белый символ на синем фоне) и в AL — ASCII-код символа (01 — это рожица) соответственно.
В строке (10) заносим по адресу 0B800:0000h (т.е. первый символ в первой строке дисплея — верхний левый угол) атрибут и ASCII-код символа (31 и 01 соответственно) (сможете разобраться?).
Обратите внимание на запись регистров в строке (10). Скобки ( [ ] ) указывают на то, что надо загрузить число не в регистр, а по адресу, который содержится в регистре (в данном случае, как уже отмечалось, — это 0B800:0000h).
Можете поэксперементировать с данным примером. Только не меняйте строки (4) и (5). Сегментный регистр должен быть ES (можно, конечно, и DS, но тогда надо быть осторожным). Более подробно данный метод рассмотрим позже. Сейчас нам из него нужно понять принцип сегментации на практике.
Следует отметить, что вывод символа прямым отображением в видеобуфер является самым быстрым. Выполнение команды в строке (10) занимает 3 — 5 тактов. Т.о. на Pentium-100Mhz можно за секунду вывести 20 миллионов(!) символов или чуть меньше точек на экран! Если бы все программисты (а особенно Microsoft) выводили бы символы или точки на экран методом прямого отображения в видеобуфер на Ассемблере, то программы бы работали чрезвычайно быстро. Я думаю, вы представляете.
Источник
Тесты по информатике с ответами. Вариант 1
3) Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека?
1. принтер 2. монитор 3. системный блок 4. модем
1. единица измерения информации 2. программа в оперативной
3. текст, распечатанный на принтере 4. программа или данные на
5) Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает…
1. все стороны данного объекта 2. некоторые стороны данного
3. существенные стороны 4. несущественные стороны
данного объекта данного объекта
6) Минимальным объектом, используемым в текстовом редакторе, является…
1. слово 2. точка экрана (пиксел) 3. абзац 4. символ (знакоместо)
7) Количество различных кодировок букв русского алфавита составляет…
1. одну 2. две ( MS-DOS, Windows)
3. три (MS-DOS, Windows, 4. пять ( MS-DOS, Windows,
8) Инструментами в графическом редакторе являются…
1. линия, круг, прямоугольник 2. выделение, копирование, вставка
3. карандаш, кисть, ластик 4. наборы цветов (палитры)
9) В состав мультимедиа-компьютера обязательно входят…
1. проекционная панель 2. CD-ROM дисковод и звуковая плата
3. модем 4. плоттер
10) В электронных таблицах выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в эту группу?
1. 6 2. 5 3. 4 4. 3
11) Результатом вычислений в ячейке С1 будет:
А | В | С | |
1 | 5 | = А1*2 | =А1+В1 |
1. 5 2. 10 3. 15 4. 20
12) Основным элементом базы данных является…
1. поле 2. форма 3. таблица 4. запись
13) Какую строку будет занимать запись Pentium после проведения сортировки по возрастанию в поле Опер. память ?
Компьютер | Опер. память | Винчестер | |
1 | Pentium | 16 | 2Гб |
2 | 386DX | 4 | 300Мб |
3 | 486DX | 8 | 800Мб |
4 | Pentium II | 32 | 4Гб |
1. 1 2. 2 3. 3 4. 4
14) Гипертекст – это…
1. очень большой текст
2. структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам
Источник
Память компьютера это 3 буквы
Вы здесь: Главная />Планирование уроков />Урок 3. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш
Урок 3. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш
Ввод информации в память компьютера
Люди имеют дело с разными видами информации, воспринимаемой органами зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Получаемую информацию человек умеет обрабатывать и представлять в текстовой, числовой, графической и других формах.
Самые первые компьютеры работали только с числами, то есть обрабатывали только числовую информацию.
Через некоторое время, закодировав буквы числами, люди научили компьютеры работать со словами и предложениями обрабатывать текстовую информацию.
Затем компьютеры стал и работать с графической информацией — чертежами, рисунками, схемами.
Прошло ещё немного времени, и компьютеры стали воспроизводить звуки, человеческую речь, музыку работать со звуковой информацией.
И лишь совсем недавно компьютеры научились работать с видеоинформацией, то есть принимать, обрабатывать и показывать фильмы и мультфильмы.
Для ввода в компьютер звуковой информация служат микрофоны. Сканеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры используются для ввода сложных графических изображений, фотографий и видеофильмов. Специальные датчики, присоединяемые к компьютеру, позволяют измерять и вводить в его память такие числовые характеристики окружающей среды, как температура, влажность, давление и многое другое. Вводить текстовую информацию можно с помощью специальных устройств речевого ввода.
Но на сегодняшний день, для того чтобы успешно работать на компьютере, необходимо хорошо ориентироваться в клавишах клавиатуры — важнейшего устройства ввода информации в память компьютера.
Клавиатура. Группы клавиш
Внимательно рассмотрите клавиатуру, наведя курсор на фото.
Все клавиши можно условно разделить на несколько групп:
Функциональные клавиши F1 — F2, размещенные в верхней части клавиатуры, заранее запрограммированы на выполнение определённых действий. Так, очень часто клавиша F1 служит для вызова справки.
В центре расположены символьные клавиши, очень похожие на клавиши обычной пишущей машинки. На них нанесены цифры, специальные символы (!, :, * и так далее), буквы русского алфавита, латинские буквы. Способ переключения алфавитов зависит от настройки клавиатуры компьютера. Чаще всего применяется одна из следующих комбинаций клавиш:
Alt + Shift или Ctrl + Shift
Знак « + » между названиями клавиш означает, что требуемое действие выполняется только в том случае, если в нажатом состоянии будут находиться обе клавиши. Выполнять клавиатурные комбинации можно так: нажать первую из указанных клавиш и, удерживая ее нажатой, нажать вторую клавишу; обе клавиши отпустить.
С помощью символьных клавиш вы будете набирать всевозможные тексты, арифметические выражения, записывать свои программы.
Буквы каждого алфавита могут быть прописными (большими) или строчными (маленькими). Переключают режим ввода букв нажатием клавиши Caps Lock.
Если горит индикатор Caps Lock — будут вводиться прописные буквы, иначе — строчные.
Вводить одну или несколько прописных букв удобно с помощью комбинации клавиш Shift + .
В нижней части клавиатуры находится большая белая клавиша — пробел. Пробел используется для отделения слов и выражений друг от друга.
Курсор ввода ( | ) — мигающая черточка, отмечающая место ввода очередного символа на экране монитора.
Для перемещения курсора по тексту служат курсорные стрелки:
Они перемещают курсор на одну позицию в заданном направлении.
Клавиши Рage Up и Page Down позволяют листать документ вверх и вниз, а Ноmе и End переводят курсор в начало и конец строки.
Специальные клавиши не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.
Клавиша Enter (иногда изображается со стрелкой) завершает ввод команды и вызывает её выполнение. При наборе текста служит для завершения ввода абзаца.
Клавиша Esc расположена в левом верхнем углу клавиатуры. Обычно служит для отказа от только что выполненного действия.
Клавиши Shift, Ctrl, Alt изменяют действия других клавиш.
Дополнительная клавиатура может работать в двух режимах, переключаемых клавишей Num Lock:
• при включенном индикаторе Num Lock это удобная клавишная панель с цифрами и знаками арифметических операций, расположенными, как на калькуляторе;
• если индикатор Num Lock выключен, то работает режим управления курсором.
Клавиатура — это электронное устройство, содержащее внутри микросхемы и другие детали. Поэтому обращаться с ней следует бережно и аккуратно. Нельзя допускать загрязнения клавиатуры пылью, мелким мусором, металлическими скрепками и так далее. Нет нужды сильно стучать по клавишам. Движения ваших пальцев должны быть легкими, короткими и отрывистыми.
Цифровые клавиши (или числовые клавиши) занимают 2 ряд клавиатуры, а также располагаются в правой ее части в виде встроенного калькулятора. Они служат для ввода цифр, формул, дат в текст, а также применяются при выполнении вычислений и расчетов на электронном калькуляторе и других программах вычислительного типа. В правой части клавиатуры располагается клавиша Num Lock, в рабочем состоянии клавиша включена и зафиксирована индикатором (лампочкой), расположенным выше нее, а цифровые клавиши, расположенные под этой клавишей, работают в обычном своем режиме. Когда эта клавиша выключена – индикатор гаснет, и цифровые клавиши работают как клавиши управления курсором.
Алфавитные клавиши (или буквенные, или клавиатура печати текста, или текстовые) занимают 3-5 ряды клавиатуры и служат для ввода текстовой информации в ПК. Расположение букв русского алфавита совпадает с расположением на советских печатных машинках, а расположение букв английского алфавита – с расположением на печатных машинах иностранного производства. Почему? … Ответ прост: В прошлом веке на каждом большом предприятии существовали так называемые машбюро (машинные бюро), в которых работали десятки женщин и всю документацию печатали на печатных машинках. С появлением компьютеров машбюро прекратили свое существование, а женщины стали работать секретарями и знакомые клавиши остались на прежнем месте, ведь за годы работы на печатных машинах вырабатывалась тактика работы вслепую, т.е. не глядя на клавиши.
Комбинации клавиши Shift и второго цифрового ряда клавиатуры
Русский язык | Английский язык |
Shift + 1 = ! | Shift + 1 = ! |
Shift + 2 = « » | Shift + 2 = @ |
Shift + 3 = № | Shift + 3 = # |
Shift + 4 = ; | Shift + 4 = $ |
Shift + 5 = % | Shift + 5 = % |
Shift + 6= : | Shift + 6= ^ |
Shift + 7 = ? | Shift + 7 = & |
Shift + 8 = * | Shift + 8 = * |
Shift + 9 = ( | Shift + 9 = ( |
Shift + 0 = ) | Shift + 0 = ) |
Shift + «-» = _ | Shift + «-» = _ |
Shift + «=» = + | Shift + «=» = + |
Клавиши управления курсором и редактированием текста располагаются в правой части клавиатуры, между алфавитными и цифровыми клавишами, их всего 10. Они управляют курсором (перемещают курсор) и позволяют редактировать (править, корректировать) текст.
Источник