Комплектующие для компьютера какое косгу
Дата публикации 01.09.2020
По какому коду КОСГУ заключить муниципальный контракт на одновременное приобретение системного блока, клавиатуры, мыши, монитора и МФУ для создания рабочего места нового сотрудника?
Согласно п. 10 федерального стандарта «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — СГС «Основные средства») объектом основных средств признается:
- объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
- отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
- обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
- затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
- закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
- социальное обеспечение и иные выплаты населению;
- капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
- межбюджетные трансферты;
- предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
- обслуживание государственного (муниципального) долга;
- иные ассигнования.
Комплекс конструктивно-сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 10 СГС «Основные средства»).
Компьютер в сборе может быть признан комплексом конструктивно-сочлененных предметов. Решение о порядке учета нефинансовых активов принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). В этом случае все составляющие комплекса являются комплектующими для сборки.
Комплектующие по аналогии с запасными частями учитываются в составе прочих материальных запасов на счете 105 06 (п. 118 Инструкции № 157н). Поэтому приобретенные комплектующие для компьютера первоначально следует принимать к учету в качестве материальных запасов на счете 105 06.
Согласно п. 130 Инструкции № 157н для формирования фактических вложений в объекты основных средств, связанных с приобретением (созданием), предназначен счет 106 01. Соответственно, стоимость материальных запасов списывается на счет 106 01, а после формирования фактической стоимости объекта основных средств — на счет 101 00.
Расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) всех видов материалов для целей капитальных вложений поименованы в описании подстатьи 347 КОСГУ (п. 11.4.7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).
Таким образом, приобретение в рамках договора поставки комплектующих частей (системный блок, монитор, мышь, клавиатура и МФУ) для компьютера, соответствующего критериям объекта основных средств, отражается по подстатье 347 КОСГУ.
Собранное основное средство принимается к учету по первоначальной (фактической) стоимости, в которую включаются все затраты, связанные со сборкой основного средства и доведением его до готового к эксплуатации состояния (п. 15 СГС «Основные средства»).
Смотрите также
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
Источник
По какому КОСГУ отразить покупку системного блока и монитора, если это не комплект?
О. Я. Решетова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву и бухгалтерскому учету в бюджетных организациях
Вопрос
Учреждение приобрело системный блок и монитор (не комплект), по какому КОСГУ оплачивать?
Ответ
Выбор КОСГУ будет зависеть от цели приобретения системного блока и монитора.
Если приобретаете системный блок и монитор в качестве комплектующих, материалов, деталей и прочих изделий для ПК с целью их сборки в единый инвентарный объект и принятия его к учету в качестве объекта ОС, то это подстатья 347 КОСГУ(Письмо Минфина России от 24.12.2019 N 02-08-05/101462).
Если материальные запасы расширяют функциональные возможности компьютера, улучшают его технические характеристики, увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость — расходы на них отнесите на подстатью 347 КОСГУ (Письмо Минфина России от 24.12.2019 N 02-08-05/101462).
Если покупаете системный блок и монитор как запчасти для ремонта компьютера, то отразите по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ.
Обоснование
Дополнительные материалы по вашему вопросу, размещенные в СПС КонсультантПлюс
Вопрос: О применении КОСГУ в отношении расходов на приобретение системного блока, клавиатуры, компьютерной мыши.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ/ПИСЬМО от 24 декабря 2019 г. N 02-08-05/101462
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение от 22.11.2019 по вопросу применения кода классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) и сообщает следующее.
В соответствии с положениями Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н), классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых сектором государственного управления, в зависимости от экономического содержания и целевого (функционального) назначения нефинансового актива.
Исходя из информации, представленной в обращении, целью приобретения системного блока, клавиатуры, компьютерной мыши является формирование капитальных вложений в основные средства. Указанные компьютерные составляющие и комплектующие предназначены для дальнейшей сборки и создания автоматизированного рабочего места.
С учетом вышеизложенного расходы по оплате договоров на приобретение материалов, деталей, комплектующих и прочих изделий для целей капитальных вложений в основные средства, направленных на изменение (расширение) функциональных возможностей, улучшение технических характеристик, а также увеличивающих первоначальную (балансовую) стоимость основного средства, относятся на подстатью 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ (п. 11.4.7 Порядка N 209н).
Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступ всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.
Порядок N 209н, изменения, внесенные в Порядок N 209н, утвержденные приказом от 13.05.2019 N 69н, а также методические материалы с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации», разделе «Методический кабинет».
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В.СИВЕЦ
Расходы по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ
Приобретение (изготовление) прочих материальных запасов
Расходы на оплату договоров о приобретении (изготовлении) прочих материальных запасов, не отнесенные на другие подстатьи статьи 340, в частности затраты на приобретение (изготовление):
запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи;
хозяйственных материалов (Письмо Минфина России от 29.01.2019 N 02-05-10/4935, Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ);
электрических лампочек, если они приобретаются для обеспечения выполнения функций учреждения, не связанных с проведением строительно-монтажных работ (Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ);
требующего монтажа оборудования, относящегося к материальным запасам, не связанным с капвложениями (Письмо Минфина России от 09.08.2019 N 02-08-10/60687);
Расходы по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ
Приобретение (изготовление) материалов для целей капитальных вложений
Расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление):
комплектующих, материалов, деталей и прочих изделий для ПК с целью их сборки в единый инвентарный объект и принятия его к учету в качестве объекта ОС либо с целью дооборудования (модернизации) имеющегося ПК, учитываемого в качестве объекта ОС (Письмо Минфина России от 24.12.2019 N 02-08-05/101462);
всех видов материалов (включая стройматериалы) для целей капитальных вложений, в том числе в рамках капитального ремонта с реконструкцией (Письма Минфина России от 24.07.2019 N 02-08-05/55267, от 02.07.2019 N 02-08-05/48683);
материалов, деталей, комплектующих и прочих изделий (для целей капвложений), предназначенных для изменения (расширения) функциональных возможностей (повышения нагрузки и др.), улучшения технических характеристик (увеличения срока полезного использования и др.), увеличивающих первоначальную (балансовую) стоимость ОС (Письма Минфина России от 24.12.2019 N 02-08-05/101462, от 09.08.2019 N 02-08-10/60687, от 26.07.2019 N 02-08-05/56168);
О. Я. Решетова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву и бухгалтерскому учету в бюджетных организациях
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Поможем не забыть сделать главное
Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.
Источник
Бюджетный учет компьютеров
Как правильно организовать учет компьютерной техники в казенном учреждении? На какие КВР и коды КОСГУ отнести расходы, связанные с приобретением компьютера и его отдельных комплектующих (запасных частей)?
Способ учета компьютерной техники. Согласно п. 7, 8 СГС «Основные средства»[1]) компьютер (рабочая станция) является основным средством, поскольку:
выполняет определенные самостоятельные функции;
принадлежит учреждению на праве оперативного управления и используется в его деятельности неоднократно или постоянно;
при его использовании возможно получение экономических выгод или полезного потенциала;
первоначальная стоимость объекта может быть надежна оценена.
Основным средством (инвентарным объектом) в целях бюджетного учета признается (п. 45 Инструкции № 157н[2], п. 9, 10 СГС «Основные средства»):
объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями;
отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения самостоятельных функций;
обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, который предназначен для выполнения определенной работы. Таким комплексом признается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно;
часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала либо которая имеет отличный от остальных его частей срок полезного использования и стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.
При этом объекты основных средств, срок полезного использования которых является одинаковым и стоимость которых не признается существенной (например, периферийные устройства и компьютерное оборудование), могут объединяться в один инвентарный объект и признаваться комплексом объектов основных средств согласно учетной политике учреждения (п. 10 СГС «Основные средства»).
На основании изложенного учет компьютеров может быть организован казенным учреждением одним из двух способов:
1) постановка компьютера на баланс как единого комплекса конструктивно сочлененных предметов, состоящего из монитора, системного блока, клавиатуры, мыши и других комплектующих. При указанном способе учета любое перемещение составных частей компьютера будет рассматриваться как разукомплектация основного средства;
2) учет монитора и системного блока как отдельных инвентарных объектов, а клавиатуры, мыши и других комплектующих – как материальных запасов, входящих в состав системного блока. Этот вариант учета применим в случае, когда мониторы и системные блоки планируется эксплуатировать в составе различных комплектаций компьютерного оборудования, либо если указанные объекты приобретаются в разное время, имеют разный срок полезного использования и их стоимость является значительной относительно стоимости других комплектующих компьютера.
Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике учреждения.
Применение бюджетной классификации. На основании положений Порядка № 209н[3] расходы в рамках заключенных казенными учреждениями договоров (контрактов) необходимо отражать на следующих статьях (подстатьях) КОСГУ:
на приобретение компьютеров в полной комплектации, а также мониторов и системных блоков как самостоятельных объектов основных средств – на статье 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
на покупку комплектующих (запасных частей) для целей капвложений в инвентарные объекты – на подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»;
на оплату работ по сборке компьютера, покупку программного обеспечения вместе с установкой и настройкой, для целей капвложений в инвентарные объекты – на подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»;
на приобретение комплектующих (запасных частей), которые не относятся к капвложениям в инвентарные объекты (например, предназначены для замены изношенных частей), – на подста-
тье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».
Согласно Порядку № 85н[4] названные расходы следует относить на КВР:
244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;
242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» – если они осуществляются федеральными казенными учреждениями в рамках утвержденного плана информатизации в сфере информационно-коммуникационных технологий. На уровне субъекта РФ (муниципалитета) данный КВР применяется, только если такое решение принято соответствующим финансовым органом.
Присвоение кода ОКОФ и определение срока полезного использования. Инвентарные объекты основных средств принимаются к бюджетному учету на основании их группировки по ОКОФ (п. 45, 53 Инструкции № 157н).
В настоящее время действует Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.
В увязке с ОКОФ используется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), в соответствии с которой определяется срок полезного использования объекта учета для начисления амортизации.
Согласно ОК 013-2014 (СНС 2008) и примечанию к Классификации ОС персональные компьютеры относятся к коду 330.28.23.23 «Машины офисные прочие», который включен во вторую амортизационную группу «Имущество со сроком полезного использования свыше двух лет до трех лет включительно».
Конкретные коды для учитываемых в составе основных средств системных блоков и мониторов в указанных документах отсутствуют. Поэтому комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения самостоятельно принимает решение об отнесении их к определенной группе основных фондов (см. Письмо Минфина РФ от 27.12.2016 № 02-07-08/78243).
Срок полезного использования мониторов и системных блоков можно определить исходя из сроков их эксплуатации, указанных в рекомендациях производителя, и (или) на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом (п. 35 СГС «Основные средства»):
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования этих объектов;
гарантийного срока использования объектов.
По мнению автора, указанным объектам, так же как и компьютеру, может быть присвоен код 330.28.23.23 по ОКОФ и установлен срок полезного использования 36 месяцев.
Самостоятельно принятые учреждением решения об отнесении объектов основных средств к соответствующей группе кодов ОКОФ и установлении его срока полезного использования целесообразно закрепить в учетной политике.
Начисление амортизации. Амортизация по принятым к учету в составе основных средств компьютеров в сборе, мониторов и системных блоков начисляется в общем порядке, предусмотренном разд. VI СГС «Основные средства».
В соответствии с п. 34 этого стандарта объект начинает амортизироваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бюджетному учету, до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения признания объекта (его выбытия с учета), или месяца, следующего за месяцем, в котором его остаточная стоимость стала равной нулю.
Порядок начисления амортизации зависит от стоимости объекта (п. 36, 39 СГС «Основные средства»).
Стоимость объектов основных средств
Порядок начисления амортизации
Объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно
Амортизация не начисляется. Стоимость объекта списывается с балансового учета при выдаче (вводе) в эксплуатацию с одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации»
Объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно
Амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию
Объект основных средств стоимостью свыше 100 000 руб.
Амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации одним из трех способов:
методом уменьшаемого остатка;
пропорционально объему продукции (услуг)
Порядок учета компьютера как единого объекта. В случае приобретения компьютера в полной комплектации (в сборе) он принимается к учету в составе основных средств на счете 1 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения» по первоначальной стоимости, формируемой на счете 1 106 31 000 «Вложения в основные средств – иное движимое имущество». Такая стоимость включает в себя расходы, непосредственно связанные с приобретением (созданием) компьютера, доведением их до состояния, пригодного к использованию. Полный перечень расходов приведен в п. 15 СГС «Основные средства».
Комплектующие (запасные части), приобретенные для последующей сборки компьютера – автоматизированного рабочего места, учитываются на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения». Их первоначальная стоимость формируется на счете 1 106 34 000 «Вложения в материальные запасы – иное движимое имущество» в сумме фактически произведенных вложений, перечень которых приведен в п. 19 СГС «Запасы»[5]. При выдаче комплектующих (запчастей) для сборки компьютера их стоимость будет относиться на увеличение его первоначальной стоимости.
Для учета сумм начисленной на компьютер амортизации предназначен счет 1 104 34 000 «Амортизация машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения».
Казенное учреждение в рамках заключенного контракта с поставщиком приобрело:
монитор стоимостью 25 000 руб.;
комплектующие и запасные части для сборки системного блока стоимостью 70 000 руб.;
клавиатуру стоимостью 3 000 руб.;
мышь стоимостью 2 000 руб.
В рамках отдельного договора с коммерческой организацией приобретены неисключительные права на программное обеспечение (операционную систему) – 5 000 руб., оплачены услуги по сборке компьютера, установке программного обеспечения – 3 000 руб.
В соответствии с учетной политикой учреждения компьютер (со всеми комплектующими) учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Амортизация по нему начисляется линейным способом.
После сборки компьютер принят к учету в качестве единого объекта основных средств и введен в эксплуатацию.
В бюджетном учете указанные операции согласно Инструкции № 162н[6] отразятся следующим образом:
Источник
Комплектующие для компьютера какое косгу
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
На какую подстатью КОСГУ относится приобретение компьютерных комплектующих, приобретенных для целей модернизации или для ремонта?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение компьютерных комплектующих для текущего ремонта, установка которых не приведет к увеличению стоимости основных средств, отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
Расходы на приобретение компьютерных комплектующих для целей дооборудования (модернизации) объекта основных средств отражаются по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ.
Обоснование вывода:
Для отнесения расходов на конкретную статью (подстатью) КОСГУ бюджетные учреждения руководствуются приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н).
В рассматриваемой ситуации учреждением приобретаются комплектующие запасные части, необходимые как для ремонта компьютерной техники, так и для целей ее модернизации (дооборудования).
Согласно прямой норме пп. 11.4.6 п. 11 Порядка N 209н расходы по оплате договоров на приобретение прочих объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники и т.п., подлежат отнесению на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
В свою очередь, на подстатью 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ согласно пп. 11.4.7 п. 11 Порядка N 209н относятся расходы по оплате договоров на приобретение всех видов материалов для целей капитальных вложений. При этом под капитальными вложениями в соответствии с п. 7 Порядка N 209н понимаются расходы, которые приведут к увеличению стоимости основных средств, в частности, дооборудование, модернизация.
Таким образом, расходы на приобретение компьютерных комплектующих для текущего ремонта или обслуживания компьютерной техники, установка которых не приведет к увеличению стоимости основных средств, следует отражать по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ. В свою очередь, расходы на приобретение компьютерных комплектующих для целей создания объекта основных средств или его дооборудования (модернизации), в ходе которой будет увеличена стоимость основных средств, следует отражать по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Еременко Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2020 год
КВР и КОСГУ — это специальные кодификаторы, которые необходимы для работы бухгалтеров бюджетной сферы. Шифры и правила их применения на 2020 год изменены.
Важные изменения
Новые положения установлены в Приказе Минфина России №85н от 06.06.2019 (ред. от 10.03.2020) в части формирования кодов бюджетной классификации. Теперь бюджетные и автономные учреждения обязаны применять новый порядок при определении КВР по всем совершаемым операциям. Ранее закреплены виды расходов, КОСГУ в Приказе 65н, с изменениями на 2020 год, устаревший Приказ использовать недопустимо.
Изменены правила формирования КОСГУ — новый Приказ Минфина России №209н от 29.11.2017 (ред. от 13.05.2019). Работать по старым правилам недопустимо!
Важно четко понимать, в чем разница КБК и КОСГУ. Код бюджетной классификации представляет собой 20 символов, он определяет содержание операции. КОСГУ — всего три цифры. Шифр используется для дополнительной детализации операций бюджетного учета.
Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, должны вести учет, составлять планы и отчеты по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил по применению специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.
Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета, следовательно, и по применению специальных кодов и т. д.
ВАЖНО! С 2020 года изменен порядок применения КБК и КОСГУ! Инструкция 65н по бюджетному учету с изменениями в 2020 году упразднена. Используйте в работе положения Приказов Минфина №85н и №209н.
Понятие КОСГУ
Даже у опытных бухгалтеров вызывает затруднение расшифровка, что такое КОСГУ в бюджете. Классификация операций сектора государственного управления — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора экономики в зависимости от экономического содержания и включает в себя группу, статью и подстатью.
С 2016 года статьи КОСГУ не применяются получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но применяются в учете и отчетности. В 2020 году требуется применять ее для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина №162н (в ред. 28.12.2018).
Классификация ОСГУ представляет собой следующие группировки:
Поступление нефинансовых активов (НА)
Поступление финансовых активов (ФА)
Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялась КОСГУ, с 2015 года в части затрат код заменен на код видов расходов.
Расшифровка КВР
Определим, как звучит расшифровка, что такое КВР в бюджете. Это код вида расходов. Но по сути, это часть классификации КБК, следовательно, часть бухгалтерского счета. Он включает группу, подгруппу и элемент видов расходов.
Структура КВР — это три числа с 18 по 20 разряд в структуре КБК расходов бюджетов. КВР представлен следующими группами:
Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ. Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.
Особые случаи при применении КОСГУ и КВР в 2020 году
Отражение в 2020 году некоторых расходов по КОСГУ в учете изменилось. 21.10.2019 Минфин скорректировал правила применения кодификаторов. На этот раз исключили всего одну увязку, которая предназначена для расчетов с военнослужащими. Речь идет о КВР 133 и подстатье 262 КОСГУ в части выплат пособий по уходу за ребенком.
Ранее законодатели ввели совершенно новые коды, например, для отражения поступлений. Дополнительно были изменены названия старых кодировок и расширены значения действующих.
Так, например, введен новый шифр ОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что входит в состав социальных пособий? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни. То есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. На код относите ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 гл. 2 Приказа №209н.
Чиновники из Министерства финансов довели до пользователей отдельное Письмо №02-05-10/45153 от 29.06.2018, в котором отражены методические рекомендации по применению новых КОСГУ.
На практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации. Для этого случая бюджетная классификация КВР предусматривает особый порядок. В 34–36 разрядах ставится 0, если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.
Таблица соответствия
Поскольку КВР — более укрупненная группировка, чем классификаторы ОСГУ, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия. Сопоставление КВР и КОСГУ бюджетных учреждений и организаций государственного сектора представлено таблицей. Документ содержит последние изменения, которые следует применять в 2020 году.
Вид расходов | КОСГУ | Примечания | ||
---|---|---|---|---|
Код | Наименование | Код | Наименование | |
100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами | ||||
110 Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений | ||||
111 | Фонд оплаты труда учреждений | 211 | Заработная плата | В том числе в части расходов на оплату труда осужденных, трудоустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации |
266 | Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме | В том числе в части оплаты пособий за первые три дня временной нетрудоспособности осужденных, трудоустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации | ||
112 | Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда | 212 | Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме | |
214 | Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме | |||
221 | Услуги связи | В части компенсации работникам стоимости сотовой связи | ||
222 | Транспортные услуги | |||
226 | Прочие работы, услуги | В части компенсации расходов на проезд и проживание в жилых помещениях спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия | ||
266 | Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме | |||
267 | Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме |
Ответственность за нарушение
Стоит отдельно обозначить уровень ответственности, которая предусмотрена за нарушение бюджетного законодательства. По сути, уровень наказания за неверное отражение КВР и кодов ОСГУ в бухгалтерском учете учреждений напрямую зависит от их типа.
К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14 КоАП.
С бюджетными учреждениями дела обстоят иначе. В соглашении на доведение субсидии на выполнение государственного или муниципального задания КВР не указывается. Следовательно, бюджетник определяет кодировки самостоятельно. И привлечь госучреждение за нецелевое использование при неверном выборе КВР нельзя. Но неверный код отражен в отчетности — а это уже нарушение правил ведения бухучета (ст. 15.11 КоАП) и составления отчетности (ст. 15.16.6 КоАП).
Источник