Мастер- класс «Использование мультимедийного сопровождения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Повышение у педагогов интереса к использованию мультимедийных презентаций в учебно-воспитательном процессе; расширить познания в области овладения ИКТ через использование мультимедийных программ Power Pоint, Киностудия повышение профессионального мастерства воспитателей – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Задачи мастер-класса:
1. Знакомство слушателей с приемами работы в программах Microsoft Power Point и Киностудия
2. Формирование умений создания и настройки презентаций, фильма.
3. Демонстрация мультимедийного сопровождения к НОД с участием родителей «Витаминка и ее друзья», презентация семейного клуба «Академия любящих сердец» поздравление выпускников с 1 сентября
4. Стимулировать внедрение современных информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс педагогов
«Чтобы полноценно усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом»
Если в аудитории, где находится группа людей произнести слово «костёр», то часть присутствующих услышат треск поленьев в нём, другие увидят яркие языки пламени или летящие искорки, третьи вспомнят процесс закладки и разжигания костра.
Всё это не случайно, так как всю информацию об окружающем нас мире мы получаем с помощью пяти основных органов чувств. И у каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира или ведущая модальность, — то, как нам легче и удобнее видеть мир и «укладывать» его в голове.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Мы сегодня сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не могу, я не умею». Причём если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня».
Причины такой интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру.
Слайд 1-2 : Помочь преодолеть интеллектуальную пассивность, нежелание ребёнка искать и получать новые знания, на наш взгляд, может использование мультимедия
Для чего же нужно использовать информационно-компьютерные технологии в процессе обучения, что нового они привнесут в дошкольное образование, и будут ли эти новшества полезны? Этим вопросом сейчас задаются многие педагоги.
Слайд 2-3: Внедрение ИКТ в образовательную деятельность позволит:
· организовать нетрадиционный подход к воспитанию;
· преодолеть интеллектуальную пассивность детей;
· повысить активность у детей и сформировать представление об окружающей действительности, как необходимых составляющих формирования предпосылок к учебной деятельности, прописанных в п.4.6. ФГОС ДО;
· создать устойчивую мотивацию и потребность дошкольников в активном познании мира, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей.
· повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ, компетенции педагогов и родителей в вопросе повышения мотивации к подготовке детей старшего дошкольного возраста.
· обогатить и преобразовать развивающую предметную среду
Слайд 4: По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ.
ü предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним;
ü компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка;
ü это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей;
ü компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, необычные эффекты).
Мультимедийные презентации могут использоваться для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство информации..
Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении.
ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. В образовательных ситуациях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы у детей повышается интерес к изучаемому материалу, эффективней пройдёт усвоение материала, разовьётся внимание и память, активно пополнится словарный запас, воспитается целеустремлённость и сосредоточенность, совершенствуется воображение и творческие способности.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно безусловное соблюдение физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, требования СанПиН. НОД проводиться со всей группой, с подгруппой и индивидуально включает просмотр презентации, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут.
Роль педагога на занятиях с использованием ИКТ изменяется: педагог теперь не источник знаний, а менеджер педагогического процесса, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью детей и диагностика его психологического состояния. На данном этапе педагогу необходимо определиться с методикой диагностики и методом управления педагогическим процессом. Формы и место использования презентации зависят от содержания деятельности и цели, которую ставит педагог.
Слайд 5-6: Вместе с тем, основная цель педагога — игра, в соответствии с перспективным планом, темой и целей деятельности. Требуется продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, составление слайдов, необходимых для проведения занятия. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции.
Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.
Внедрение дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний.
В процессе замысла, создания новых презентаций развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, вызывать у ребенка живой интерес, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы.
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на наш взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, позволило разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.
Итак, рассмотрим универсальность компьютерной техники как средства с широкими демонстрационными возможностями – на НОД с участием родителей
Чаще всего презентации для детского сада создаются в Microsoft PowerPoint — самой популярной на сегодняшний день программе для создания и проведения презентаций, которая является частью Microsoft Office. Что же такое мультимедийная презентация?
Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления. Сегодня мы с Вами практически попробуем освоить приемы создания презентации и фильма
Практическая работа «Создание мультимедийного сопровождения НОД» .
Открываем программу Power Point , для этого заходим в меню Пуск/Программы .
1 шаг. Заполнение первой страницы – информационной.
1. Выполнить команду Главная/Создать слайд . Выбрать Титульный слайд ;
2. заголовок слайда (название учреждения);
3. задать подзаголовок слайда (название презентации, ФИО автора);
2 шаг . Рисунок. Анимация
1. Выполнить команду Главная/Создать слайд . Выбрать Пустой слайд .
2. Вставить рисунок из файла
Для выбора рисунка нажмите на панели инструментов кнопку Вставка, Рисунок и далее выбираем файл рисунка на компьютере. При этом появится панель инструментов Формат, с помощью которой можно у рисунка изменить размер, обвести рамкой, отрегулировать яркость и контрастность и т.д.
3. Добавление эффектов анимации.
· выделить текст или рисунок;
· выполнить команду на строке меню Анимация/Настройка анимации/Добавить эффект ;
Источник
Мультимедийные средства обучения нового поколения Значение мультимедийных технологий для школьного образования
проект (2, 3, 4 класс)
Важной составляющей современного образовательного процесса является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами.
Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями.
Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, становятся отличными помощниками в диагностике развития детей: внимания, памяти, мышления, речи, навыков учебной деятельности и т.д. Это активизирует познавательную активность детей, расширит их кругозор, повысит общую культуру родителей в вопросах воспитания, обеспечит координацию усилий всех участников воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multimediynye_sredstva.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мультимедийные средства обучения нового поколения
Значение мультимедийных технологий для школьного образования
«Выживает не самый сильный и не самый умный,
тот, кто лучше всех откликается на изменения»
Важной составляющей современного образовательного процесса является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами.
Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды.
Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, становятся отличными помощниками в диагностике развития детей: внимания, памяти, мышления, речи, навыков учебной деятельности и т.д. Это активизирует познавательную активность детей, расширит их кругозор, повысит общую культуру родителей в вопросах воспитания, обеспечит координацию усилий всех участников воспитательного процесса. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала.
Одним из таких интерактивных средств является интерактивная доска — это устройство, использующееся с проектором и компьютером. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску, как на обычный экран, с помощью проектора. Используя маркер или палец, можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения. Любая интерактивная доска имеет программное обеспечение, которое, в зависимости от того, для каких целей предназначена доска, включает в себя различный набор возможностей — от простого рисования поверх изображения с компьютера или виртуального белого листа с возможностью сохранения результатов работы, до создания многостраничных уроков и презентаций с управляемыми объектами, вставленными на страницы видеофрагментами и многочисленными функциями, облегчающими работу с доской.
Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий, выводя при этом процесс обучения на новый качественный уровень. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными.
Способы применения интерактивной доски на занятиях в школах очень разнообразны и могут ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы, и создание проектов в графических, программных средах.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из литературы;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками.
Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для школьников информационно емким, зрелищным, комфортным, а педагогу помогает повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду позитивных результатов:
- обогащает дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения материала воспитанниками;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности в воспитательно-образовательном процессе.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.
Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Гипермедиа – это компьютерные файлы, связанные посредством гипертекстовых ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.
Мультимедийные технологии нашли широкое применение в школьном образовании они имеют преимущества перед традиционным занятием. Мультимедиа предполагает одновременное использование различных форм представления информации: аудио-, видеоизображения, анимацию текста. Таким образом, воздействуя и через слуховой, и через зрительный канал, мультимедиа создает условия для получения и усвоения информации.
В школах мультимедийные технологии могут применятся в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций по силам большинству педагогов, так как не требует углубленных знаний компьютерных технологий. Воспитатель может создать фильм или презентацию, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и компьютер сам по себе очень привлекателен для большинства детей. Многие родители знают, как нелегко оторвать от него ребенка. А если есть интерес, то возникает желание заниматься.
Еще один плюс – возможность дистанционного обучения родителей. Родители хотели бы дома заниматься развитием своих детей. Однако часто не знают, чем именно заниматься с ребенком, или делают это методически неграмотно. Проблему можно решить, предлагая родителям диски с занятиями для закрепления того же материала дома. Таким путем, ребенок, пропустивший по разным причинам большое количество занятий, может получать необходимые знания дома. Такую практику можно распространить и на детей, по состоянию здоровья не посещающих уроки.
Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей школьного возраста значительно повышается.
Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
- дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
- у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
- презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.) .
В заключение можно отметить, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства педагога, методики, которую он применяет, уровня владения компьютером.
Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи.
Из всего вышесказанного следует, что использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современного образования. Использование ИКТ становится привычным для детей, а для педагогов становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению.
Компьютерные игры активизируют познавательную деятельность детей, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления.
Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.
Источник
Мультимедийные средства обучения и их возможности в подготовке учащихся общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Автором прослеживается история внедрения мультимедийных средств обучения в образовательно-воспитательный процесс средней школы. Приводятся их классификации, раскрываются выполняемые ими функции. Научную новизну составляет определение новых возможностей мультимедийных средств обучения в учебно-воспитательном процессе.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изотов И. В.
Multimedia Study Aids and Their Performance Capabilities in Preparation of High School Students
The author traces the history of implementation of multimedia study aids in an educational process in high schools. A few classifications of multimedia study aids are provided in the article disclosing their functions as well. Determination of new opportunities of multimedia study aids in an educational process constitutes the article's scientific novelty.
Текст научной работы на тему «Мультимедийные средства обучения и их возможности в подготовке учащихся общеобразовательных школ»
€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ИХ ВОЗМОЖНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
И. В. Изотов, аспирант кафедры педагогики Брянского государственного университета им. И. Г. Петровского
Автором прослеживается история внедрения мультимедийных средств обучения в образовательно-воспитательный процесс средней школы. Приводятся их классификации, раскрываются выполняемые ими функции. Научную новизну составляет определение новых возможностей мультимедийных средств обучения в учебно-воспитательном процессе.
Технические средства для усовершенствования учебного процесса, например проекционный аппарат, начали применяться еще в XIX в., а уже в XX столетии широкое распространение получили кодоскоп, диапроектор, слайдоскоп, киноаппарат, магнитофон, видеомагнитофон, учебное телевидение, средства мультимедиа. Данные технические средства помогают разнообразить, углубить, облегчить работу учителя и учащихся.
Мультимедийные средства обучения — это средства обучения, созданные на базе технологий мультимедиа, которые позволяют в интерактивном режиме эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Мультимедийные средства являются инновацией в образовательно-воспитательном процессе. Инновация в образовании в широком смысле понимается как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего. Применение мультимедийных средств обучения, выстроенных на базе персонального мультимедийного компьютера, в учебном процессе представляет собой инновацию в подготовке современного школьника.
Первые компьютеры появились накануне Второй мировой войны в США. В гигантских металлических шкафах 3-метровой высоты, простиравшихся в длину на 15 м, были размещены 46 тыс. вакуумных ламп. Каждые 7 мин какая-нибудь из этих ламп перегорала, ее нужно было отыскать и поставить взамен новую. День рождения первой советской ЭВМ— 25 декабря 1951 г. Тогда в Институте электротехники Украинской ака-
демии наук вступила в строй малая элек-тросчетная машина, которая могла выполнять арифметические действия над 5-6-значными числами со скоростью 50 операций в секунду. Другими словами, она считала примерно в 1 500 раз быстрее человека, вооруженного карандашом. Изначально эти машины создавались для обработки больших массивов информации. Компьютеры первого поколения могли работать только с цифрами и буквенными символами — отсюда и узость сферы их применения. В результате технологического прорыва конца 1980-х гг. стала возможной «оцифровка» звука и изображения. Первые машины и первые программы нового поколения появились в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в.
Первыми попытку внедрения ЭВМ в образование в нашей стране предприняли ученые новосибирского Академгородка, после того как было принято решение сделать его районом сплошной компьютерной грамотности. Этому предшествовал опыт новосибирской школы № 130 Академгородка с углубленным изучением математики. Здесь много лет сотрудники университета и Вычислительного центра Сибирского отделения АН СССР вели преподавание основ информатики и программирования, используя школьный терминальный класс, который был оборудован «Электроникой-60», терминалами, телетайпами, дисплеями, подключенными к вычислительным центрам базовых предприятий1. Настоящие же компьютеры стали появляться в отечественных школах в 80-е гг. XX в.
© И. В. Изотов, 2008
В 1998 г. Министерством образования России была утверждена Концепция информатизации сферы образования.
В 2000 г. был разработан проект федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (ЕОИС) на 2001—2006 гг.». С 2001 г. масштабная программа компьютеризации начала реализоваться с поставки техники в сельские школы, которые в подавляющем большинстве увидели компьютеры впервые. Следующим этапом стало подключение в 2002 г. к этой программе городских и поселковых школ, районных органов управления образованием — они также получили компьютерную технику и программное обеспечение. В 2003 г. обладателями компьютерных классов стали школы-интернаты, профессиональные училища.
Понятие «мультимедиа» включает в себя:
— технологию, описывающую порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации различных типов;
— информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации различных типов;
— компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации различных типов;
— компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией различных типов;
— особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию различных типов (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т. п.).
Образование, построенное на основе мультимедийных средств обучения, — это процесс формирования медиакультуры личности, обладающей развитой способностью к восприятию и усвоению
базовых знаний, умений, навыков, к созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования мультимедиа в современном мире.
Введение мультимедийных технологий в учебный процесс не является панацеей от всех зол, да и машина никогда не заменит человека. Компьютер не представляет собой последнюю инстанцию, регулирующую учебный процесс; он выступает как средство организации совместной деятельности учителя и учащихся, самих учащихся и обеспечивает формы их взаимодействия2.
В социально-педагогическом плане мультимедиа можно классифицировать по следующим критериям:
— месту использования (индивидуальное, групповое, массовое, домашнее, рабочее и др.);
— содержанию информации (идеологическое, политическое, нравственно-воспитательное, познавательно-обучающее, эстетическое, экологическое, экономическое);
— функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение бытовых проблем, развлечение, социальное управление);
— результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация)3.
С точки зрения возможностей использования в образовательном процессе электронные мультимедиа в рамках функционального подхода группируются по степени универсальности, по возможности подготовки или представления информации, работы с аудио- или видеоматериалами, со статическими или динамическими видеодокументами, с макро-или микрообъектами.
Одним из самых существенных признаков классификации технических средств в настоящее время выступает форма представления данных. По этому признаку выделяются два больших клас-
са устройств: с аналоговой и с цифровой записью данных.
Говоря о мультимедийных средствах обучения, нельзя забывать и о тех функциях, которые они выполняют в образовательно-воспитательном процессе.
Исследования Я. Н. Засурского, М. М. Лукшиной, И. Д. Фомичевой, А. Савкисяна и др. позволяют разделить функции мультимедиа на следующие основные группы:
1) информационную: медиа сообщают о положении дел, разного рода фактах и событиях;
2) аналитическую (функция критики): часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой;
3) познавательно-просветительную (образовательную): передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, масс-медиа способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей;
4) нравственно-воспитательную: медиа отображают морально-эстетические приоритеты, образцы общественного поведения, принципы нравственности и эстетического вкуса, представления о добре и зле;
5) воздействующую (идеологическую, социально-управленческую, регулятивную): медиа влияют на взгляды и поведение людей, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций;
6) гедонистическую (рекреационную, эстетическую), направленную на обеспечение досуга, приятного времяпрепровождения, отдыха, восстановления сил, удовлетворения эстетических потребностей аудитории4.
Г. В. Рудина, Г. И. Рах, В. Д. Симоненко, И. В. Гребенев и другие ученые к функциям мультимедиа относят:
— обеспечение обучения по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей в полной мере познава-
тельные особенности, мотивы, склонности и другие личные качества учащихся;
— увеличение и расширение объема усваиваемой учениками информации;
— усиление роли самостоятельной работы при приобретении, усвоении и применении новых знаний, умений и навыков;
— повышение мотивации учащихся за счет новизны деятельности, интереса к работе с мультимедийными средствами;
— налаживание более точного, чем при традиционных методах обучения, учета знаний, умений и навыков учащих-ся5.
Организация обучения на базе мультимедийных технологий дает возможность уже сегодня решить множество задач в учебно-воспитательном процессе, например, достигнуть оптимальной структуры урока, индивидуализировать обучение, поднять уровень самостоятельности учащихся, оптимизировать процесс усвоения базовых знаний, обеспечить самостоятельную продуктивную работу учащихся и овладение ими инструментарием поисковой деятельности.
Применение мультимедиа в обучении положительно влияет на мотивацию учения за счет новизны деятельности, интереса к работе. У учителя появляется возможность дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении, повысить наглядность обучения и сделать доступным для учащихся такой материал, который при традиционных методах был малодоступен. Педагог может наладить более точный, чем при традиционных методах обучения, учет знаний учащихся. Возрастает роль самостоятельной подготовки при получении учащимися новых знаний, формировании новых умений и навыков. Мультимедиа позволяют значительно увеличить объем усваиваемой ими информации благодаря тому, что она подается в более обобщенном, систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике. Созда-
ются условия для того, чтобы дифференцировать задания по степени сложности или по характеру требующейся помощи, организовать и совершенствовать их самоподготовку во внеурочное время и т. д.
Использование мультимедийных средств обучения в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации на сегодняшний день является важной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. На вопрос о том, следует или нет использовать компьютеры в процессе обучения, сама жизнь дала положительный ответ, и мы должны учитывать, что вскоре дети начнут постигать азы компьютерной грамотности раньше, чем научатся говорить и читать. Глобальная информатизация общества вызвала изменение социального заказа. В настоящее время обществу требуется не исполнитель чужих директив, а человек, способный сам принимать решения, обладающий критическим мышлением, навыками работы с большими объемами информации, способный быстро ориентироваться в информационном пространстве, перестраиваться и переучиваться. Переход на предпрофильное и профильное обучение с применением мультимедийных средств способствует
развитию этих качеств человека, цивилизации третьего тысячелетия. Таким образом, мультимедийные средства должны ежедневно, в системе участвовать в образовательно-воспитательном процессе, и это должно стать естественной жизнью школы.
1 См.: Фролов Е. В. Педагогические возможности ЭВМ / Е. В. Фролов. Новосибирск, 1988. С. 15—16.
2 См.: Давыдов В. В. Тенденции информатизации советского образования / В. В. Давыдов, В. В. Рубцов // Педагогика. 1990. № 2. С. 54.
3 См.: Бондаренко Е. А. Технические средства обучения в современной школе : пособие для учителя и директора школы / Е. А. Бондаренко,
A. А. Журин, И. А. Милютина. М., 2004.
4 См., например: Лукина М. М. Средства массовой информации в пространстве Интернета : учеб. пособие / М. М. Лукина, И. Фомичева. М., 2005 ; Савкисян А. Медиаисследования. Средства массовой информации и журналистика, их роль в общественной жизни Армении / А. Савкисян. Ереван, 2002 ; Средства массовой информации России : учеб. пособие / Я. Н. Засурский. М., 2001.
5 См.: ГребеневИ. В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе / И. В. Гребенев // Педагогика. 1994. № 5. С. 47 ; РахГ. И. Технические средства и программированное обучение в общеобразовательной школе / Г. И. Рах. Ростов н/Д, 1975 ; Рудина Г. В. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов / Г. В. Рудина,
Источник
Мультимедийные средства обучения
Развитие современного общества происходит в эпоху информатизации, характеризующейся применением средств информационных технологий во многих сферах деятельности человека, в том числе в сфере образования. Рациональное сочетание традиционных образовательных средств с современными информационными и компьютерными технологиями (ИКТ) является одним из возможных путей решения задачи модернизации образования. Средства ИКТ способствуют развитию личностных качеств личности, вариативности и индивидуализации школьного образования. Современные ИКТ обеспечивают активное, творческое овладение учащимся изучаемого предмета, позволяют изложить материал на новом качественно более высоком уровне. Их применение открывает принципиально новые возможности в организации учебного процесса.
Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфики, а именно, создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной, предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение.
В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе традиционно используются светотехнические и звукотехнические средства. Но в настоящее время в школу пришли новые информационные технологии: компьютер, мультимедийный учебник, Интернет, электронный образовательный ресурс. Использование этих новых информационных технологий позволяет выделить следующие основные положения:
— использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам призвано значительно повысить эффективность преподавания, основной целью которого является совершенствование навыков повседневного и профессионального общения (как непосредственного с носителями языка, так и опосредованного через интернет, прессу и т.п.);
— средства новых информационных технологий выступают в качестве инструмента образования и воспитания учащихся, развития их коммуникативных, когнитивных, творческих способностей и информационной культуры;
— использование мультимедийных средств обучения позволяет при отсутствии естественной языковой среды создать условия, максимально приближенные к реально речевому общению на иностранных языках.
В современной методике преподавания иностранных языков применению мультимедийных технологий отводится значительная роль. Что же такое мультимедиа? Мультимедиа – это совокупность программно-аппаратных средств, реализующих обработку информации в звуковом и зрительном видах. Мультимедиа спроектирована, чтобы передавать звук, данные и изображения по местным, региональным и глобальным сетям. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности.
Технологические возможности мультимедийных средств велики, т.к. они позволяют организовать разнообразную учебную деятельность учащихся, значительно повышают эффективность и мотивацию обучения. Использование прямого эфира для просмотра новостей, интернета, различных видеоматериалов, записанных из эфира, художественных фильмов, мультимедийных программ, специально подготовленных для учебного процесса, электронных учебников, мультимедийных справочников, энциклопедий и словарей позволяет создать коммуникативную среду для обучения, развить интерес к изучению языка, создать условия, максимально приближенные к реально речевому общению на иностранном языке при отсутствии естественной языковой среды. Существуют различные варианты применения средств информационно-коммуникационных технологий как на отдельных занятиях по иностранному языку, так и на протяжении целых курсов.
Так, например, Н.С.Киргинцева утверждает, что «сегодня в самом общем виде можно выделить три основных пути использования возможностей современных компьютеров в обучении иностранному языку». Среди них автор выделяет следующие:
- использование уже готовых программных продуктов по изучению иностранного языка, поставляемых, преимущественно на компакт-дисках;
- применение программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями (или преподавателями совместно с обучающимися) в различных инструментальных средах или средах визуального проектирования;
- использование ресурсов сети Интернет.
Мультимедийные средства обучения
Мультимедиа — это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Под этим термином понимается одновременное воздействие на пользователя по нескольким информационным каналам. При этом пользователю, как правило, отводится активная роль. Другими словами, мультимедиа — это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. [10] Слово мультимедиа появилось вне связи с компьютерными технологиями. Его впервые употребил английский певец и исполнитель Боб Голдштейн в 1966 году, когда устраивал свое новомодное шоу-представление. Позже этим термином обозначали любой развлекательный продукт с разными звуковыми и видео эффектами, но только в 1990-х годах окончательно было дано определение этому слову: «мультимедиа (multimedia) — это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию)» — «Multimedia includes a combination of text, audio, still images, animation, video, or interactivity content forms». [8] Раньше урок, проводимый преподавателем, назывался мультимедийным, если в нем присутствовали и рассказ учителя, и магнитофонная запись, и кино, и слайды, и любые технические средства обучения. Сегодня под «мультимедийным» уроком подразумевается урок с использованием мультимедийной обучающей программы, компьютера или ноутбука, проектора, веб-камеры. В теории обучения выделилось даже несколько современных направлений исследований, в частности теория мультимедийного обучения. Появился даже неофициальный термин эдьютейнмент- «еdutainment» -новообразование от слов «education» — “образование” и «entertainment» -“развлечение”, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные. Эдьютейнмент отражает связь между обучением и развлечением, то есть ученик фокусируется на учебном процессе, имея при этом развлекательные цели. [1] Именно мультимедийные средства оказывают наиболее сильное воздействие на учащихся. Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Они стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка просто не может не воспользоваться возможностями, которые они предоставляют для обучения реальной коммуникации на иностранном языке. Вместе с мультимедийными технологиями в школу пришлии новая идеология мышления. По ранее принятой в школе модели обучения в центре технологии обучения — учитель; между учащимися шло негласное соревнование; учащиеся играли пассивную роль на занятиях; суть обучения — передача знаний (фактов). Новая модель обучения, которая приходит ей на смену, основана на следующих положениях: в центре технологии обучения-учащийся; в основе учебной деятельности — сотрудничество;
учащиеся играют активную роль в обучении; суть технологии — развитие способности к самообучению и коммуникативной компетенции обучаемых. [7] Основные группы задач, решаемые с помощью мультимедиа на уроках английского языка, включают в себя: поддержку учебной работы учащихся; обеспечение реальной коммуникации с носителями языка; обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах; развитие познавательного интереса и мотивации к изучению английского языка. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Основные предназначения мультимедийного урока: изучение нового материала; преподнесение новой информации и расширение кругозора учащихся; закрепление пройденного; отработка учебных умений и навыков; повторение изученного материала; практическое применение полученных знаний, умений навыков; обобщение и систематизация знаний. Какие же можно выделить основные пути использования возможностей современных мультимедийных технологий в обучении иностранному языку? Так, например, Н. С. Киргинцева выделяет следующие [4, 27–38]: — использование уже готовых программных продуктов по изучению иностранного языка, поставляемых, преимущественно на компакт-дисках; — применение программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями (или преподавателями совместно с обучающимися) в различных инструментальных средах или средах визуального проектирования)
Источник
Мультимедийные технологии как средство обучения
Под средством принято понимать приём, способ действия для достижения чего либо. Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
• Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
• Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
• Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
• Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
Одним из современных средств обучения являются мультимедийные средства. Методика применения которых еще не достаточно разработана. Мультимедиа — это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. Средства мультимедиа — это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.
В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка) и обучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии) и так далее. Дети и взрослые могут использовать мультимедиа как эффективное средство обучения. Это как простые программы, способные научить ребенка распознавать цвета, так и высокоинтеллектуальные, обучающие иностранным языкам или математическим законам. Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию. Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся компьютерные технологии.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.
Источник