Организация качественного звука на компьютере. Часть первая
С учётом специфики отечественного рынка и приоритетов его покупателей под словом «компьютер» будет подразумеваться машина архитектуры X86 (привычный ПК), работающая под управлением операционной системы Windows XP.
Структура аудиотракта ПК
По своей внутренней структуре персональный компьютер (ПК) во многом схож со стационарным аудиооборудованием, однако ПК – модульная конструкция, что позволяет нам гибко варьировать конфигурацию в рамках одного устройства (системного блока). В этом заключается одно из главных преимуществ компьютерных систем перед готовыми аудиокомпонентами: вместо того чтобы покупать новый аппарат, можно поменять один или несколько узлов, что обойдётся значительно дешевле.
В большинстве случаев схема формирования звука посредством ПК выглядит следующим образом: цифровой аудиопоток с какого-либо носителя (CD, DVD), жёсткого диска или через локальную сеть попадает в компьютер. Точнее – в его системную (или, как её ещё называют, материнскую) плату, на которой установлены центральный процессор, оперативная память, чипсеты, контроллеры и прочее. Благодаря взаимодействию звуковой подсистемы и программного обеспечения с основной частью, костяком, компьютера звуковой поток проходит обработку или же подаётся как есть в звуковую подсистему, где преобразуется в аналоговую форму и выводится на активные колонки, наушники или иное оборудование.
Звук на ПК: структура аудиотракта. Упрощённая схема
Звук на ПК: структура аудиотракта. Упрощённая схема
Основная часть компьютера по большому счёту остаётся неизменной (смена процессора или системной платы прямого влияния на качество звука не оказывает, точнее – не должна оказывать, хотя и тут есть свои подводные камни, о которых мы поговорим ниже). Соответственно, возможные направления для улучшения качества звука – подбор соответствующей звуковой карты и акустических систем. Не считая акустической обработки помещения и правильного размещения как слушателей, так и громкоговорителей в комнате (в случае использования наушников пункты про акустику помещения можно исключить).
Звуковые карты
Как подобрать звуковую карту? Первым делом стоит определиться – для каких целей приобретается этот компонент ПК и надо ли его вообще покупать. Ведь если ваша цель – слушать фоновую музыку через недорогие пластиковые колоночки, то смысла в покупке отдельной аудиокарты нет никакого – хватит и звукового чипа, встроенного в системную плату компьютера или ноутбука. Да, качество звука не будет высоким, но на дешёвой акустике эти изъяны едва ли проявят себя, поскольку звук в целом будет задушен искажениями из-за некачественных динамиков, корпусными резонансами и усилителя таких колонок. Во всех остальных случаях реализация качественного аудиотракта на ПК невозможна без хорошей звуковой подсистемы, которую пользователь приобретает в соответствии с собственными предпочтениями.
Основные «тематические» направления, по которым подразделяются аудиокарты, – «для компьютерных игр», «для работы со звуком» (они же для прослушивания музыки) и «универсальные». Рассматривать последние особого смысла нет, так как принципиально разные требования в подавляющем большинстве случаев не позволяют в должной мере реализовать и игровые, и, так сказать, музыкальные способности в рамках одного устройства. Ведь для корректной реализации объёмного звука в играх требуется производительный DSP (сигнальный процессор), выполняющий сложную обработку звука. Часто сигнал проходит довольно длинный путь, прежде чем добраться до цифро-аналоговых конвертеров, которые в «игровых» картах обычно являются второстепенным звеном: «мощный» процессор, поддержка многоканального звука, обильные коммутационные возможности и множество программных фишек привлекательнее для рядового покупателя, чем какой-то непонятный ЦАП. Тем не менее существуют ли универсальные карты, которые не только полностью удовлетворяют потребности геймера, но и могут служить достойной платформой для построения музыкальной системы? Да. Как нетрудно догадаться, речь идёт о семействе X-Fi компании Creative. На сегодняшний день это самые прогрессивные звуковые карты – как по наворотам и вычислительной мощности, так и по качеству звука. Разумеется, среди «домашних» моделей. Нельзя сказать, что X-Fi – панацея, но более интересных с точки зрения универсальности предложений на рынке пока нет.
Звук на ПК: звуковые карты Creative серии X-Fi
Звук на ПК: звуковые карты Creative серии X-Fi
Но за удовольствие приходится платить: базовая модель с поддержкой восьмиканального звука (актуально для игр и домашнего кинотеатра) стоит примерно полторы сотни долларов, а варианты с блоком для отсека 5,25”, на котором расположены входы/выходы, а также усилитель для наушников, стоят более $200. Наконец, флагманская модель X-Fi Elite Pro, сочетающая «игровые» возможности и высококлассные ЦАП, оснащённая к тому же удобным внешним блоком, стоит более $300.
Если же речь идёт о качественном воспроизведении звука (например, когда компьютер используется как источник в стационарной аудиосистеме), то имеет смысл обратить внимание на карты класса professional. В отличие от мультимедийных, «игровых», эти модели устроены гораздо проще: как правило, в них нет мощных DSP для формирования эффектов, нет поддержки многоканальности, необходимой геймерам и любителям домашнего кинотеатра. И вообще – минимум «лишнего». Акцент делается исключительно на качество аудиотракта в режиме стерео. Это подразумевает не только применение более высококлассных ЦАП, но и более эффективную фильтрацию питающего напряжения для предотвращения проникновения помех, а также более корректную обработку аудиопотоков для максимальной точности их вывода. Также в «профессиональных» картах обычно присутствует возможность вывода и ввода сигнала по балансной схеме, существенно уменьшающей наводки при использовании кабелей большой длины и/или в местах с большим количеством различного оборудования. Карты названы «профессиональными» потому, что изначально область их применения – домашняя студия: звукозапись, работа с виртуальными инструментами/синтезаторами, секвенсорами и так далее. Так что ещё одно отличие «профессиональных» карт от мультимедийных – поддержка стандартов ASIO2, GSIF и прочих, которая обеспечивает минимальные задержки при обработке сигнала, что особенно важно в домашней студии. С точки зрения прослушивания музыки этот параметр значения не имеет.
Ценовой диапазон специализированных карт для работы со звуком (они же – для прослушивания музыки) – от 150 до нескольких тысяч долларов. Совсем уж дорогие модели, как правило, обладают особым функциональным оснащением, поэтому «для дома» не слишком привлекательны: зачем переплачивать? Наиболее рациональным по соотношению цены и качества звука является класс устройств стоимостью от $150 до 400. Тут правят бал две компании: E-Mu (подразделение Creative) и ESI, бывшая EgoSys. Первая смогла завоевать популярность благодаря серии карт, из которых наибольшего внимания заслуживают модели 1616M и 1212M.
E-Mu 1616M PCI представляет собой внутреннюю PCI-карту и внешний коммутационный блок, содержащий также микрофонный предусилитель и актуальный для меломанов усилитель для наушников, причём вполне приличного качества. Модель превосходно звучит, поэтому её вполне уместно сравнивать с блочными (Hi-Fi) источниками звука категории «более $1000».
Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1616M с внешним коммутационным блоком
Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1616M с внешним коммутационным блоком
E-Mu 1212M примечательна тем, что при цене менее $200 обладает великолепными конвертерами, каких нет у конкурентов. По сути, это та же 1616M, только без внешнего блока. С точки зрения меломана, такой вариант даже предпочтительнее, поскольку на сэкономленные деньги (порядка $200) можно купить компактный микшерный пульт. Чем пульт лучше выносного блока? По качеству микрофонных предусилителей – даже хуже. Но если рассматривать систему только как музыкальную, компактный пультик обеспечит не только выход на наушники с отдельным регулятором (какой есть и в блоке 1616M PCI), но также предоставит удобную регулировку уровня громкости основного выхода, что актуально при использовании активных колонок. Ведь, как известно, аппаратная регулировка громкости не только удобнее (всегда под рукой, не надо открывать окна на экране, водить мышкой), она не снижает качество звука, в отличие от большинства программных регуляторов.
Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1212M
Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1212M
Из продукции компании ESI стоит отметить прежде всего знаменитую карту Juli@, которая по характеристикам своего аудиотракта хоть и уступает E-Mu 1212M (отличия на уровне нюансов), однако обладает более удобным управлением, да и цена её на четверть ниже. Cама по себе Juli@, как и E-Mu 1212M, имеет лишь линейные выходы/входы (не считая цифровых), поэтому для подключения наушников к ней также придётся докупать небольшой микшерный пульт.
Звук на ПК: звуковая карта ESI Juli@. Общий вид
Звук на ПК: звуковая карта ESI Juli@. Общий вид
Одна из уникальных особенностей ESI Juli@ – конструкция-трансформер: по-разному соединяя две половинки карты, можно получить либо выходы TRS (балансные), либо привычные «бытовые» RCA.
Звук на ПК: трансформация ESI Juli@. Разъёмы TRS или RCA на одной карте
Звук на ПК: трансформация ESI Juli@. Разъёмы TRS или RCA на одной карте
Вторая интересная карта ESI – Maya44. Она сделана «по мотивам» Juli@ и очень похожа на неё внешне. В Maya44 нет трансформируемой конструкции, используются немного более простые конвертеры. Зато тут имеется встроенный усилитель для наушников. Пусть подключать наушники будет не слишком удобно, пусть регулировка уровня – только программная, зато микшерный пульт докупать вовсе не обязательно. А сама карта стоит в районе $100. Очень удачный бюджетный, но отнюдь не плохо звучащий вариант.
Звук на ПК: звуковая карта ESI Maya44. Удачный и недорогой вариант «всё в одном», правда, не без компромиссов
Звук на ПК: звуковая карта ESI Maya44. Удачный и недорогой вариант «всё в одном», правда, не без компромиссов
Озвучиваем ноутбук
Не редко случается так, что единственный компьютер в доме – ноутбук, при этом его владелец хочет получить максимально качественное звучание музыкальной коллекции, которая хранится на жёстком диске аппарата. Многие также хотели бы, работая в офисе, наслаждаться любимой музыкой в наушниках, получив при этом качество звука на уровне стационарной аппаратуры или «профессиональных» звуковых карт для стационарных компьютеров. Выход простой – покупка внешней звуковой карты. Большинство из них подключаются к ноутбуку через USB, хотя немало также моделей с FW-интерфейсом и PCMCIA. Достойных моделей немало. На этом рынке успешно работают такие производители, как E-Mu, Terratec, M-Audio, Echo, Audiotrak и другие. Подавляющее большинство моделей оснащены не только всеми необходимыми входами/выходами, но и усилителем для наушников. Цена вопроса – от $150 до 400 (более дорогие карты не имеет смысла приобретать, так как увеличение стоимости связано в основном с расширением количества входов, нужных для работы в домашней студии). Хитом последних месяцев можно назвать карту 0404USB производства всё той же E-Mu. Конечно, она не во всём идеальна (самое главное неудобство – невозможность запитываться от шины USB, карта работает только с адаптером питания от сети 220 В), однако по качеству звука она «делает» многих конкурентов в своей категории. Хотя, разумеется, свет клином на 0404USB не сошёлся – достойных вариантов немало.
Звук на ПК: внешняя звуковая карта E-Mu 0404USB. Наиболее «музыкальная» среди аналогов в данной ценовой группе
Звук на ПК: внешняя звуковая карта E-Mu 0404USB. Наиболее «музыкальная» среди аналогов в данной ценовой группе
Микшерный пульт
Наверняка при прочтении статьи многие задались вопросом – о каких микшерных пультах идёт речь, если говорить о них как о добавке к PCI-карте компьютера?
Требований к такому устройству не много: хорошие характеристики аудиотракта (минимум шумов и искажений, минимальное взаимопроникновение каналов), нужные вам входы/выходы и хороший усилитель для наушников. Этим требованиям вполне отвечают большинство компактных аналоговых моделей от именитых производителей: Samson (серия MDR), Mackie, Yamaha (серия MG), Soundcraft (серия Compact), Behringer (серии Xenyx). Продукцию последнего бренда стоит иметь в виду как бюджетный вариант. Средняя стоимость компактного микшерного пульта составляет $90-200.
Часто задаваемые вопросы
Насколько балансное подключение эффективнее небалансного?
Если речь идёт о хороших * кабелях длиной 1-3 метра, то тип подключения особого значения не имеет. Если же в комнате много техники или необходимо проложить кабельную трассу длиной более 3 метров, то предпочтительно балансное подключение, поскольку оно лучше защищает сигнал от внешних наводок. Подробности – в следующей статье.
* Для коммутации стоит применять качественные «инструментальные» или «микрофонные» кабели известных брендов. Цена таких проводников — $1-2 за метр. В профессиональной среде такая цена провода считается нормальной, в отличие от аудиофильской среды, где кабель дешевле $300 считается «проводом для настольной лампы». Подробнее – в следующей статье.
Что выбрать – внешнюю карту или внутреннюю?
Внутренние решения имеют более привлекательное соотношение цены и качества. Говоря другими словами, при одинаковой стоимости внутренняя карта всегда будет звучать лучше, а при одинаковом звучании внешняя будет всегда дороже. К тому же внешняя карта обеспечивает бОльшие задержки сигнала при работе с профессиональными звуковыми программами.
Говорят, внутри ПК много электромагнитных помех и внешняя карта будет звучать лучше вне этого сгустка наводок. Правда ли это?
Так могут рассуждать люди, совершенно не владеющие информацией. Качественные внутренние звуковые карты безо всякой дополнительной экранировки могут выдавать феноменально малые искажения (десятитысячные доли процента) и шумов. Множество записей сделано именно при помощи внутренних карт. Причём это относится даже к серьёзным студиям. Что реально может подпортить звук – так это плохая экранировка цепей питания карты (обычно встречается у недорогих мультимедийных моделей), некорректная разводка дорожек на материнской плате или «грязный» ток от некачественного блока питания. Такие помехи могут проявляться не явно (вроде бы меньше ясности на высоких частотах, чем должно быть) или явно (в колонках или наушниках слышны потрескивания при движении мышки или во время перемещения головок жёсткого диска). Решить проблему обычно удаётся путём перестановки карты в другой слот, заменой блока питания или материнской платы. Проверить систему на наличие паразитных наводок можно, например, программой RMAA, которая выдаст на графике нехарактерные для карты помехи. Также желательно обеспечить для «музыкального» компьютера корректное заземление и «посадить» его на отдельную фазу в электрощите. Но будьте осторожны! Соблюдайте меры предосторожности и не проводите никаких работ, если не имеете соответствующей квалификации.
Источник
ТОП-5 – учим компьютер звучать
Одни меломаны используют компьютер для прослушивания музыки ради экономии, другие считают этот вариант невероятно удобным и одновременно многофункциональным. Но те и другие пользователи хотят добиться от своей «персоналки» высокого качества звука. Каким образом это можно сделать?
Начать имеет смысл с покупки приличной звуковой карты – встраиваемой или внешней, пары колонок и наушников – для максимальной универсальности. В некоторых случаях не помешает «поколдовать» над снижением шумности системного блока компьютера, акустическими свойствами мебели и всего помещения! В этой статье мы подготовили для вас пять комплексных рецептов разной степени затратности, в которых постарались учесть все базовые нюансы инсталляции. Выбор рекомендованного на следующих страницах оборудования произведен экспертом, хотя полностью фактор субъективности исключать нельзя. Но если вы в полной растерянности и не знаете с чего начать в принципе, эта статья может стать для вас надежным ориентиром. И в который раз призываем: слушайте колонки и наушники перед покупкой! Ведь выбор этих средств – сродни выбору обуви: ни высокая цена, ни статус марки не являются гарантией удобства купленной пары ботинок именно для вас. Мы исходили из того, что в распоряжении среднестатистического меломана есть типовая комната (12-25 кв.м.), стандартный рабочий стол и стационарный системный блок компьютера на базе Windows. Это может быть и Apple Mac, если его конструкция допускает установку внутренней звуковой карты. В противном случае «маководу» придется ориентироваться только на внешние аудиоинтерфейсы, что поднимет стоимость материализации всех сценариев, кроме флагманского, от 3000 до 10 000 рублей. То же относится и к владельцу ноутбука.
Теперь несколько важных нюансов. Во-первых, чем меньше площадь помещения и чем меньше в нем звукопоглощающих и рассеивающих поверхностей, вроде мягкой мебели, ковров, штор и открытых стеллажей с книгами, тем больше придется вкладываться в акустическую отделку комнаты. Ведь в гулком помещении даже система за миллион будет звучать паршиво. Разумеется, речь идет про использование колонок. Любителям приватного прослушивания заметно проще: достаточно приобрести звуковую карту, рекомендованную модель наушников – и дело в шляпе. Во-вторых, хорошее звучание – это не только толковая аппаратура и подходящая отделка помещения (для прослушивания в колонках), но и качественные записи. Файлы со сжатием с потерями (МР3, WMA) отправляем в корзину. Минимально приемлемый уровень – это несжатый поток PCM (формат WAV) или сжатый без потерь, например, при помощи кодека FLAC с качеством на уровне Audio CD, то есть 16 бит / 44,1 кГц. Есть доступ к HD-записям? Отлично! Ведь трек в 24-битном PCM-формате или DSD звучит намного богаче и живее файловой копии CD.
Приведенные в статье цены являются ориентировочными, они актуальны по состоянию на май 2016.
5 МЕСТО – начальный вариант
Цена аудиотракта – от 6000 руб.
Начальный вариант не предполагает ничего лишнего – только более-менее приличную звуковую карту и активную акустику, от звучания которой меломана не будет тошнить. Мы рекомендуем карту Asus Xonar DG (2100 руб.), подробнее о ней можно прочитать в нашем обзоре «меломанских» адаптеров для установки внутрь компьютера. Рекомендуемый нами кандидат на роль основных спикеров – активная пара Sven SPS-704 (3800 руб.) со встроенным усилением совокупной мощностью 50 Вт RMS. Модель примечательна ткаными купольными твитерами и корпусами из MDF, имеющими высоту 27 см . Диаметр основных динамиков – 100 мм. К безусловным плюсам колонок относится фронтальный регулятор громкости, который будет очень кстати, учитывая отсутствие физического выносного регулятора у карты и полное отключение программной регулировки громкости в режиме ASIO (когда цифровой поток идет в обход средств обработки Windows), который предпочитают многие меломаны. Такой комплект обеспечивает в целом приятное звучание за свою цену, однако в полной мере колонки смогут раскрыться только в подходящей акустической среде.
Покупатель такой техники едва ли захочет тратить еще столько же на акустическую обработку помещения, однако возьмите на карандаш два простых правила. Первое: чем больше в комнате мягких материалов (штор, ковров и т.д.), тем лучше. Второе: колонки лучше чуть приподнять над столом, тогда бас будет звучать чище. Для этого нужно соорудить настольные подставочки высотой 10-20 см. Это могут стопки из книг или что-то более эстетичное – из ДСП или фанеры, желательно на мягких самоклеящихся ножках для обеспечения виброразвязки. Если есть возможность повесить на стене позади колонок небольшой ковер – не пренебрегайте ей, на звучании это скажется положительно.
4 МЕСТО – средний вариант
Цена аудиотракта – от 12 600 руб.
Цена аксессуаров и отделки – от 3 000 руб.
Как и в предыдущем случае, на должность основной аудиокарты советуем Asus Xonar DG (2100 руб.) или ее модификацию под слот PCI Express, именуемую Asus Xonar DGX (2900 руб.). Подробнее о данных моделях можно прочитать в нашем обзоре «меломанских» звуковых карт. Найти за такую цену более прилично звучащий аналог не так-то просто, но Asus Xonar DG/DGX также может похвастаться весьма неплохим встроенным усилителем для наушников, который в данной конфигурации окажется востребованным. Озвучивать рабочее место или комнату имеет смысл с помощью активной акустики Microlab Solo 5C (8500 руб.), которая хоть и не имеет удобной регулировки громкости на фасаде, зато комплектуется беспроводным пультом. А вообще, это сравнительно крупные (высотой 31 см) АС полочного типа с усилением общей мощностью 80 Вт (по RMS). Излучатели – 13-сантиметровые основные и тканые твитеры 2,5 см. Корпуса – из MDF.
Для персонального прослушивания имеет смысл присмотреться к наушникам AKG K99 (4500 руб.) или Philips SHP6000 (2000 руб.). Они разные по характеру звучания, и обе эти модели еще далеки от звания аудиофильских, однако комфортный и вполне увлекательный звук обеспечить могут – особенно если применить хороший программный проигрыватель с многополосным эквалайзером.
Сделать корпус компьютера тише можно несколькими способами. Во-первых, следует отказаться от применения маленьких высокообротистых вентиляторов. На процессор надлежит установить тихоходный охладитель с крыльчаткой 100-120 мм. Во-вторых, видеокарту можно оснастить (или приобрести готовую) пассивным охлаждением, либо вовсе использовать встроенный видеовыход материнской платы. Такой вариант приемлем, если вы не заядлый геймер, не дизайнер и не архитектор, занимающийся 3D-моделированием. Также снизить шумность поможет оклейка системного блока изнутри самоклеящейся фольгированной резиной – такую применяют для виброизоляции кузовов автомобилей на стадии тюнинга. Лист такого материала стоит менее 500 рублей, для оклейки ПК хватит одного листа. Заклеивать нужно только крупные и ровные панели, не создавая препятствий для вентиляции и работы компонентов компьютера. Подробности о способах снижения шумности системного блока вы найдете в этой статье
3 МЕСТО – достойный вариант
Цена аудиотракта – от 36 100 руб.
Цена аксессуаров и отделки – от 10 000 руб.
Пора поднимать планку, поэтому в этот раз наш выбор по звуковой карте — Creative Sound Blaster Zx за 10 000 рублей. От модели с индексом Z эта отличается выносным регулятором громкости с удобным выходом для наушников. Да, за эту опцию придется доплатить отнюдь не три копейки, однако на фоне общей стоимости оборудования и аксессуаров данная наценка не выглядит пугающей. Подробнее о данной модели можно прочитать в нашем обзоре «меломанских» звуковых карт.
Акустические системы нужны также более высокого класса, поэтому предлагаем уже не мультимедийную модель, а студийные мониторы начального уровня. Выбор пал на Axelvox N6A (17 500 руб. за пару), поскольку при умеренной цене они радуют плотным и мощным звучанием с хорошим разрешением достаточно упругим басом. Крепкие корпуса содержат по два драйвера (басовик 16,5 см и твитер), а в правой колонке спрятана схема с полосным усилением. Суммарная мощность системы – 90 Вт. Все регуляторы находятся сзади, но при наличии звуковой карты Creative Sound Blaster Zx с собственной выносной «крутилкой» это не проблема, а вот фронтальные порты фазоинвертора здорово облегчают жизнь меломану при установке АС на стол вблизи стены. Впрочем, это не отменяет необходимости акустической обработки помещения, хотя бы минимальной, а также поднятия АС над столом с помощью настольных подставочек или настенных кронштейнов.
Оптимизация акустики помещения сводится к размещению на стене позади спикеров небольшого ковра, укладке большого на пол, а также использованию плотных штор на окнах. Если этого окажется недостаточно – ищите ответы на следующих страницах.
Наушники. Мы советуем обратить взор на Sennheiser HD558 (10 500 руб.) или Sony MDR-7506 (8600 руб,). Первые понравятся меломанам, вторые – ценителям выискивать нюансы в звучании, а также владельцам домашних студий звукозаписи. Чуть больше подробностей вы найдете в обзоре наушников закрытого типа.
Что касается системного блока компьютера, то, в добавление к советам на предыдущей странице, подумайте о замене традиционного жесткого диска на твердотельный накопитель SSD. По цене гигабайта он значительно менее выгоден, зато он вообще не создает вибраций и шумов. Кроме того, быстродействие компьютера заметно повысится. Подробности о способах снижения шумности системного блока вы найдете в этой статье.
2 МЕСТО – шикарный вариант
Цена аудиотракта — от 48 500 руб.
Цена аксессуаров и отделки – от 25 000 руб.
Источником сигнала в серьезной системе на базе ПК может стать хоть и не новая, но по-прежнему популярная и по многим параметрам эталонная бытовая звуковая карта Asus Xonar Essence STX (13 500 руб.). Великолепный аудиотракт и мощный встроенный усилитель для наушников – что еще нужно? Пожалуй, только отсутствующий внешний регулятор громкости. Подробнее о данной модели можно прочитать в нашем обзоре «меломанских» звуковых карт. Для озвучивания помещения рекомендуем высококлассные активные спикеры Edifier S1000BD (20 500 руб.) с полосным усилением, алюминиевыми басовиками и титановыми твитерами. Кроме того, модель примечательна очень массивными корпусами: каждая колонка весит свыше 8 кг. Помимо проводного подключения к ПК, владельцу этих АС доступна связь с гаджетами по Bluetooth, причем с поддержкой кодека aptX. Подробнее о данной модели мы рассказывали во время сольного ее испытания.
Осуществлять персональное прослушивание мы предлагаем через знаменитые наушники Beyerdynamic DT 990 PRO (17 000 руб.) или Audio-Technica ATH-M50x (14 500 руб.). Те и другие — модели для мониторинга.
Первые интересны удобнейшей подсадкой с бархатной отделкой амбушюр и очень детальным звучанием с обилием ВЧ и глубокого детального баса. Про вторые мы рассказывали в нашем обзоре полноразмерных наушников закрытого типа. Для оптимизации акустических свойств помещения имеет смысл применять бытовые средства (плотные шторы, мягкая мебель, ковер на полу), при этом на стене позади спикеров имеет разместить более эффективный, нежели ковер, акустический поролон типа «пирамида» с профилем высотой 100 мм. Подробности в этой статье.
При избытке реверберации еще несколько листов (они бывают различных цветов) можно приклеить на другие стены или потолок. Рекомендация установки колонок на небольшие (10 см в данном случае, учитывая наклон передней панели) настольные подставочки или настенные кронштейны — по-прежнему актуальна. И старайтесь не ставить стол в угол или совсем вплотную к стене помещения, особенно небольшого. Центр длинной стены, в 20-30 см от нее – это разумный оптимум.
Снижение шумности системного блока имеет смысл проводить уже описанными ранее методами. Это – применение крупных и не быстрых кулеров, минимизация количества систем активного охлаждения, оклейка корпуса изнутри фольгированной резиной (приобретается в магазине автозапчастей) и замена жестких дисков на SSD. Подробности о способах снижения шумности системного блока вы найдете в этой статье
1 МЕСТО – для аудиогурманов
Цена аудиотракта — от 131 500 руб.
Цена аксессуаров и отделки – от 50 000 руб.
Какой бы ни была замечательной звуковая карта, фактор «грязного» питания от встроенного БП компьютера и потенциальные наводки внутри корпуса ПК делают такие решения априори менее привлекательными на фоне внешних моделей с собственным блоком питания. В освою очередь, рекомендуемый нами USB-ЦАП Teac UD-301(52 000 руб.) является одним из лучших в своей ценовой категории. Флагманские конверторы, хороший встроенный усилитель для наушников, предусилитель с балансными выходами и поддержка DSD – все, что нужно меломану, особенно для использования с активной акустикой мониторного типа. Подробнее про этот USB-ЦАП можно прочитать в нашем обзоре. В пару к этому устройству имеет смысл приобрести полноценные студийные мониторы – с мощным полосным усилением, встроенным в каждую АС, балансной коммутацией и возможностью точной настройки. Но высококлассные модели даже полочного типа обойдутся значительно дороже 100 000 рублей за пару, поэтому разумный компромисс, с нашей точки зрения, это KRK Rokit 8 G3 (56 000 руб. за пару) с басовиками 8” и фронтальными портами фазоинвертора. С этой моделью слушатель не будет испытывать нехватки НЧ, при этом получит высокую детализацию звучания и хороший баланс поддиапазонов. Но следует помнить, что все свои качества эти мониторы раскроют при установке на расстоянии 1-1,5 метров от слушателя, и не на офисном столе, а на добротной антирезонансной конструкции, причем в помещении с подходящей акустической обработкой. Это может быть готовый массивный стол из ассортимента студийной мебели, как на фото.
Либо самодельный стол из стального каркаса и толстых плит MDF, либо самодельный бескаркасный стол из кухонных столешниц толщиной не менее 4 см. Не забудьте соорудить подставочки для АС, чтобы приподнять их на 10-20 см над поверхностью стола. Подробности о самостоятельном конструировании «музыкальных» компьютерных столов вы найдете в этой статье.
Акустическую обработку помещения имеет смысл делать «по полной программе»: позади стола построить фальш-стену из перфорированного гипсокартона и заполнить полость между гипсокартоном и стеной минеральной ватой (толщина пласта — 15-30 см). Либо, как минимум, наклеить на эту стену акустический поролон «пирамида» 100 мм площадью 2х2 метра. Также рекомендуется использовать натяжной или крупнорельефный (например, с полиуретановыми декоративными балками) потолок, ковер на полу, специализированные акустические панели для рассеивания и поглощения на прочих стенах, а в углах – басовые ловушки.
В простейшей реализации это поролоновые четвертинки цилиндра, которыми нужно добирать полную высоту углов комнаты. Модули крепятся между собой и к стене с помощью клея. Существуют и более сложные конструкции, но они занимают значительно больше места, вдобавок существенно дороже, что в данном случае уже не целесообразно. Подробности — в отдельной статье. Рекомендуемые наушники — Sennheiser HD 700 (37 200 руб.) для спокойной окружающей обстановки или Philips A5PRO (23 500 руб.) закрытого типа – для шумных помещений и семей с маленькими детьми.
Модель HD 700 привлекает превосходно сбалансированным звучанием топ-класса, и в паре с таким источником сможет полностью реализовать свой потенциал. Что же касается Philips A5PRO, то мы рассказывали о них в нашем обзоре полноразмерных наушников. Снижение шумности системного блока имеет смысл проводить уже описанными ранее методами. Подробности можно найти в этой статье.
Источник
Как с максимальным качеством вывести звук из компьютера под ОС Windows
Ваш персональный компьютер может располагать CD-приводом или не быть им оснащенным – так или иначе он способен хранить в своей памяти библиотеку аудиофайлов или же получать их путем стриминга с каких-либо ресурсов. В любом случае музыкальный сигнал формата PCM (или реже DSD) может быть выведен для цифроаналогового преобразования сторонними средствами. Чаще всего это делается посредством USB-соединения ПК с внешней звуковой картой или аудио-ЦАП. Музыку можно слушать и с выхода на наушники самого компьютера (его динамики рассматривать не будем), но в таком случае результат будет оставлять желать лучшего. Причин тому несколько, но самая главная – встроенная звуковая карта попросту не обеспечивает качества, соответствующего статусу Hi-Fi. Поэтому самый очевидный способ – доверить эту процедуру специализированному компоненту.
Но простое подключение USB-кабелем еще не гарантирует точной побитовой передачи аудио на внешний ЦАП. Этот режим работы должен быть соответствующим образом настроен.
Установка драйвера ASIO
Для чего нужен режим ASIO? При воспроизведении музыки вы должны изолировать аудиопоток от программных микшеров Windows. В данном случае вам они совершенно не нужны, поскольку могут выполнять дополнительный пересчет данных, причем не очень качественный с точки зрения канонов Hi-Fi. Протокол ASIO призван сделать путь между программным плеером и ЦАП максимально коротким. Поэтому сегодня любой уважающий себя производитель звуковых карт или ЦАП снабжает свою продукцию соответствующими ASIO-драйверами. После их установки можно приступать к настройке своего программного плеера. Они выполняются один раз и в дальнейшей доводке не нуждаются.
Первичная настройка Foobar2000
Для примера рассмотрим один из самых популярных плееров Foobar2000. Он занимает минимум места, бесплатен и при этом достаточно продвинут для сложной DSP-обработки аудиосигнала. Но сейчас мы поговорим не обо всех возможностях Foobar2000, а о его первичной настройке для работы в ASIO-режиме с вашей звуковой картой.
В платных аудиоплеерах наподобие Audiorvana или JRiver совместимость с ASIO прошита в исходном дистрибутиве, и плеер сам подхватывает доступные ASIO-подключения. Для Foobar2000 понадобится установка модуля ASIO support, которую нужно дополнительная скачать по адресу https://www.foobar2000.org/components/view/foo_out_asio. После этого в разделе плеера Preferences выбираем самую первую строку Components. Нажимаем Install и указываем программе на сохраненный файлик foo_out_asio.fb2k-component. После чего перезагружаем плеер, чтобы изменения вступили в силу.
Программная регулировка громкости
Многие пользователи предпочитают регулировать громкость непосредственно в программном плеере. Это весьма удобно, например, в случае прослушивания с помощью настольных систем с активными мониторами.
Если ваш аудиотракт работает в режиме ASIO, уменьшить громкость с помощью ползунка в углу экрана (на панели задач Windows) уже не получится. Придется использовать собственный регулятор уровня сигнала плеера (Volume Сontrol). При этом имейте в виду, что в случае программного изменения громкости побитовая передача данных оригинала на ЦАП не сохраняется. Это возможно только при максимальном положении громкости на отметке 100%.
Финальные штрихи
В подразделе Output->ASIO можно увидеть два отмеченных галочкой режима повышения производительности. Use 64-bit ASIO drivers и Run with high process priority. Обычно они включены по умолчанию, но нелишним будет их проверить.
Также можно проверить состояние консоли ASIO. Иногда доступ к ней возможен прямо в плеере, а порой ее ярлычок находится на упомянутой панели задач вместе со значками языка раскладки и др. Разрядность должна быть установлена на значениях 24 или 32 бит. Не стоит включать так называемый dither – эта опция нужна лишь для очень старых приемников аудиосигнала, чья разрядность ограничена 16 бит.
Что касается размера буфера ASIO, то если ваша система не испытывает выпадения сигнала или иных сбоев звука, лучше оставить значение по умолчанию. Его уменьшение повысит вероятность появления артефактов, а увеличение, соответственно, понизит. Ряд аудиофилов утверждает, что наилучшего звука можно добиться с минимальным значением размера буфера ASIO. Измерения характеристик аудиопотока этого предположения не подтверждают, но лучший прибор – наш слух, так что вы сможете определиться с оптимальным размером буфера ASIO самостоятельно.
Источник
Сделай сам. Как подключить 5.1 акустику к любому устройству
В закладки
Сегодня научу вас подключать аудиосистемы 5.1 к девайсам без поддержки многоканального звука. Любым.
Итак, представим ситуацию: у вас уже есть неплохая многоканальная аудиосистема. Подчеркнем — аналоговая, в качестве входов используются классические разъема RCA (тюльпан). При этом в результате модернизации гаджетов устройств с подходящими интерфейсами систему нельзя задействовать.
Как подключить такую 5.1-канальную акустику к устройствам с цифровым выходам HDMI/Toslink, популярному USB или использовать стереовыход? Или, как преобразовать многоканальный цифровой аудиосигнал в многоканальный аналоговый?
Настоящий и «виртуальный» многоканальный звук
Настоящая многоканальная аудиодорожка выводит голос в центральный канал, эффекты и музыка — в тыловые и фронтальные колонки. Либо — в соответствии с распределением при записи (в некоторых стандартах многоканального звука).
«Виртуальное» многоканальное аудио распределяется в соответствии с спектральной характеристикой воспроизводимого звука. Программные и аппаратные средства разбирают сигнал на компоненты по заранее определенным алгоритмам, и распределяют звуки вокруг точки прослушивания, создавая объемное звучание.
Способ 1. Не жалеем средств на качественный звук
Проще всего — купить многоканальный ресивер под свои предпочтения и нужды. Самый простой, самый эффективный. И самый всеядный.
Покупка даст разнообразные интерфейсы ввода-вывода для видео- и аудиосигнала, сможет самостоятельно декодировать файлы и станет центром домашней развлекательной системы. Всегда можно подобрать модель с необходимым количеством подходящих входов — и RCA в ресиверах живее всех живых.
Современные ресиверы поддерживают улучшенные алгоритмы распределения звука, в том числе Dolby Atmos, который умеет раскидывать любое число дорожек на любое число динамиков с учетом акустических свойств помещения.
Недостаток решения — стоимость. Она начинается от 10 тысяч рублей за б/у и от 30 тысяч за ресивер с поддержкой Dolby Atmos.
К тому же, ресиверы обладают внушительными габаритами. Хорошо, если место и интерьер позволяют. А если нет?
Способ 2. (Digital) Optical -> Multichannel Analog
Ради этого статья и затевалась. Мне часто задают вопросы вида: «Как подключить мой домашний кинотеатр к новому телевизору? У него нет аналоговых аудиовыходов!».
У моего DEXP есть только двухканальный мини-джек и оптический Toslink. На время до покупки новой акустики старый комплект 5.1 я подключил при помощи такого китайского конвертера.
Внутри устройства прячется довольно примитивный цифроаналоговый преобразователь и DSP-процессор — микросхема, отвечающая за микширование, эквалайзинг и эффекты.
Применение очень простое — подключаем в аналоговые RCA-выходы акустическую систему, с другой стороны подаем аудиосигнал через коаксикальный или оптический разъем и внешнее питание от комплектного блока питания.
Если сигнал соответствует числу подключенных каналов акустики — он проходит без микширования и обработки. Как есть.
То есть, если у фильма 5.1-канальная аудиодорожка, и мы используем соответствующую аудиосистему — качество звука будет таким же, как в оригинале.
Если на него подается двухканальная дорожка, то сигнал преобразовывается с помощью «виртуального» микширования в процессоре, и раскидывается на все колонки.
Конечно, это сильно отличается от настоящего 5.1-канального звука, но, все-таки — звучит приятнее, чем обычное стерео. Если, конечно, мы говорим о фильмах.
Так можно подключить акустику и к другим устройствам — например, через обычных выход для наушников ноутбука, планшета или плеера.
Но на выходе получится только виртуальный 5.1-канальный звук, даже если изначальная дорожка — многоканальная. Из стереоразъема иного получить не выйдет.
При необходимости, конвертер позволяет воспроизводить любой входящий аудиосигнал в двухканальный. Удобно для музыкальных систем стандарта систем 2.1, а так же в тех случаях, когда DSP-конвертер воспроизводит дорожку некорректно.
Способ 3. HDMI -> Multichannel Analog
Вариант с использованием HDMI более перспективен, поскольку этот интерфейс используется в современных гаджетах намного чаще.
Для передачи многоканальной аудиодорожки разъем в источнике звука должен поддерживать протокол HDMI Arc. В противном случае, будет транслироваться обычное стереосигнал, который будет преобразовываться в «виртуальный» 5.1 программным путем.
Если HDMI поддерживает эту функцию, можно приобрести такой конвертер. Данная коробочка поддерживает и сквозную передачу составного сигнала: подключив источник по HDMI, можно отдельно вывести звук на аудиосистему через коаксикальный, оптический или аналоговый разъемы, при этом запустив видеоряд на проектор или телевизор.
Способ 4. USB -> Multichannel Analog
Большинство предлагаемых на просторах интернета китайских «многоканальных USB-аудиокарт» довольно примитивные обманки, выдающие обработанное стерео. Сэкономить не получится.
Другое дело — внешние аудиокарты. Некоторые из них способны выдавать многоканальный звук, и подходят для подключения к планшетам, ноутбукам, настольным компьютерам.
К сожалению, даже Smart TV, не говоря о большинстве устройств с пропиетарными прошивками (ресиверы, медиаплееры) не смогут распознать ее как аудиоустройство. Поэтому Creative Sound Blaster Omni Surround 5.1, Creative X-Fi Surround 5.1 Pro или ST Lab M-330 USB подойдет только как компьютерные аксессуары, либо в случае раздельной трансляции звука и видеоряда с компьютера. А это уже совсем другая история.
«Китайская коробка» или полноценный ресивер?
На самом деле, выбор неоднозначен. При необходимости связывать несколько устройств в единую систему выбор очевиден.
Однако, покупка ресивера здорово ударит по бюджету, и при отсутствии необходимости масштабирования развлекательной системы станет неоправданной тратой. Коробочка вполне справляется с поставленными задачами, если необходимо связать акустику и единственный источник звука.
В закладки
Николай Маслов
Kanban-инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю об технике простым языком.
Источник
Как вернуть качественный звук в Windows 7 — побитовый вывод, аппаратные эффекты (EAX и пр.)
Хочу поделиться опытом по теме звука в Windows 7.
На самом деле, всё не так плохо, как сначала кажется, и я вам сейчас это продемонстрирую.
Начну сначала.
О звуковых подсистемах
Windows XP
Тут схема звуковой подсистемы примерно следующая:
В данном случае через интерфейс DirectSound ПО имело прямой доступ к аппаратным ресурсам звуковой карты — микширование, преобразование частоты дискретизации, различные эффекты (включая 3D позиционирование) — в общем, всё, что было необходимо, как для музыки/фильмов, так и для игр.
Конечно, были свои проблемы, в частности с микшером Windows (неточная регулировка громкости, принудительная некачественная передискретизация всего и вся до 48 кГц), но они вполне легко обходились с помощью Kernel Streaming (тот самый поток, идущий мимо kmixer), а иногда даже с помощью хороших драйверов (у Creative например таковые появись только в линейке X-Fi. На аудиокартах Audigy микшер ведет себя не вполне адекватно, но, при желании, справиться с этим не сложно).
Vista, Seven
И вот, жили наши энтузиасты-звукари, горя не знали, но тут подоспела новая ОС от Microsoft, которая конечно же обязана была содержать кардинальные изменения (и не так уж важно, в какую сторону).
Таким образом, в рамках новой концепции абстракции от оборудования, Windows Vista, кроме всего прочего, получила полностью переработанную подсистему ввода/вывода звука. И конечно же, переработали её не самым лучшим образом.
Вот, какой вид она приняла в этот раз:
API — Application Programming Interface
APO — Audio Processing Object
CPT — Cross Process Transport
KST — Kernel Streaming Transport
- Приведение звуковых потоков от разных приложений к одному виду (указанному в настройках Windows) — т.е. к одному количеству каналов, частоте дискретизации, глубине квантования.
- Микширование потоков.
+ базовые возможности обработки для звуковых карт не умеющих обрабатывать звук «своими силами»
+ поддержка на входе практически любого формата аудио — многоканальное аудио с частотой дискретизации до 192 кГц и глубиной квантования до 32-bit float
+ повышенная стабильность (спорное утверждение, в принципе)
— принудительный ресемплинг сомнительного качества
— микширование каналов без эффектов окружения (или же они очень примитивны)
— сужение динамического диапазона (особенно в режиме 16 бит)
— отсутствие доступа к аппаратному DSP, т.е. потеря всего его функционала, включая эффекты EAX в играх (в т.ч. и на картах, где EAX эмулировался программно — так как в WASAPI такого понятия даже нет нет)
— щелчки, хрипы и прочие последствия связанные с использованием ресурсов ЦП.
Как видно, больше всего не повезло компьютерным меломанам-аудиофилам (надеюсь, никто не обидится) и геймерам.
Люди же, не особо интересующиеся тем, что происходит со звуком на пути к звуковой карте — возможно даже получат определенное улучшение (хотя, опять же, им скорее всего всё равно — лишь бы работало)
А теперь, о том как преодолеть большинство из вышеперечисленных проблем, ибо, к великому несчастью, с выходом так любимой многими Windows 7, Microsoft никакой революции в плане звука нам не устроила.
Меломанам: точный вывод звука
1. Как я писал выше, большинство приложений для вывода звука в Windows 7 (хотят они того, или нет) используют режим WASAPI Shared. Но есть и другой режим — WASAPI Exclusive. Если руководствоваться блок-схемой, то в этом режиме отбрасывается всё, что лежит между Application Programming Interface и Kernel Streaming Transport — грубо говоря, звук идет непосредственно от приложения через интерфейс WASAPI на звуковую карту.
Но надо сделать замечание: так как в этом режиме отключен микшер WASAPI, а к микшеру звуковой карты доступа всё равно нет (ибо нет DirectSound), при использовании приложением эксклюзивного режима, воспроизведение любого другого источника через WASAPI становится невозможным.
Но, так или иначе, мы получаем по-битовый вывод аудио на звуковую карту.
2. Есть и другой способ. Если ваша звуковая карта имеет родной драйвер ASIO — вам крупно повезло. ASIO функционирует совершенно отдельно от WASAPI, так что, при прослушивании музыки системные звуки не будут отключаться — потоки ASIO и WASAPI будут микшироваться самой звуковой картой.
Вывод: если ваш драйвер ASIO не вызывает сомнений, используйте его.
Да, чуть не забыл — ASIO4ALL использовать нежелательно — как и Kernel Streaming, в этой ОС он работает очень нестабильно (судя по всему, из-за того, что другие звуки, идущие через WASAPI, периодически блокируют Kernel Transport).
Теперь непосредственно к делу.
Конечно же, для прослушивания музыки я рекомендую foobar2000 с плагином ASIO Output или WASAPI output support — ни за что другое ручаться я не могу. Подробная настройка вывода звука через foobar2000 описана здесь.
Любителей AIMP я разочарую — WASAPI Exclusive не предполагается даже в AIMP3 beta (только Shared), а ASIO в нем пока что сильно хромает (не умеет выставлять правильное количество каналов вывода, что приводит к нехорошим результатам).
Пользователям Winamp могу предложить плагины ASIO output Plugin или даже такое: OpenAL Output — кстати, еще один способ обхода WASAPI (видно из блоксхемы).
Для кинолюбителей: о видеоплеерах
C видеоплеерами ситуация практически аналогичная. Нам необходимо вывести звук на карту в первозданном виде. Особенно это важно, если вы хотите выполнить преобразование многоканального звука в стерео с использованием аппаратных эффектов вроде CMSS-3D в Creative X-Fi (объемное звучание в наушниках или стерео колонках). Для этого звук должен поступить на звуковую карту в многоканальном виде. Но вот беда: WASAPI в общем режиме преобразовывает каналы до кол-ва указанного в настройках Windows. Но даже если вы укажите там, скажем, 5.1, — этот параметр синхронизируется с настройками драйвера звуковой карты, и DSP не будет преобразовывать звук — так как сигнал на входе соответствует по кол-ву каналов настройкам. Т.е. тут принцип таков: в настройках драйвера звуковой карты должна стоять реальная конфигурация подключенного устройства воспроизведения (наушники, АС), а звук на карту должен поступать не измененным.
И так, тут нам опять понадобится WASAPI Exclusive. Я бы посоветовал использовать Media Player Classic HomeCinema в связке с DirectShow фильтром ReClock (только для 32-битного MPC), который, кроме всего прочего, умеет выводить звук на WASAPI Exclusive.
Геймерам: трехмерное позиционирование, EAX
- Creative ALchemy (последняя на момент написания статьи версия) для карт Audigy и X-Fi от Creative
- и даже 3D SoundBack для карт Realtek HDA, которые, кстати говоря, поддерживают EAX 2.0 (хоть и программно)
Выводы
И так, вот вроде бы мы имеем всё, чего нам так не хватало сразу после перехода с Windows XP на Windows 7. Конечно, не без лишней мороки, но, что делать — такие уж задачки подкинула нам фирма Microsoft.
Источник