Обработка гитарного звука в реальном времени на ПК
Гитара — инструмент простой. И играть на ней — дело, в принципе, не хитрое. Но стоит только заменить старую потрепанную акустическую шестиструнку на лаковую электрогитару — сразу начинаются проблемы.
Электрогитара без усилителя и процессора (ампа, примочки, педали) — немой инструмент. Самый простой и эффективный способ озвучить ее — подключить к вашему компьютеру. Итак, хочу поделится своим опытом в обработке звука от гитары на ПК.
Подключить электрогитару к ПК — дело двух минут — стоит лишь подсоединить гитарный шнур к линейному (или микрофонному) входу звуковой карты. Только вот звучать она будет обычно. Чтобы окрасить звук — необходимо его обработать в специальной программе. Но, обо всем по порядку.
Звуковая карта
Встроенная звуковая карта в большинстве случаев — не годится для наших целей. Сильное искажение входного звука и долгое время задержки между входом звука с гитары и выходом обработанного звука — это все, чем может похвастаться встроенная звуковая карта. Также нам нужна вменяемая поддержка ASIO.
И так, ближе к телу.
Самый дешевый вариант — карта с DSP EMU 10k1/2 — это Sound Blaster Live!, Audigy 1/2. Стоят такие железки от 100 до 500 рублей, в зависимости от потрепанности. Для них были написаны великолепные драйвера kX, которые позволяют творить с карточкой чудеса. У меня была SB LIVE! 5.1 с kX драйверами — хорошая связка, правда через год использования у меня она сгорела. И пришлось менять на другую. Решил взять современную, красивую и дорогую…
Вариант по дороже — Creative X-fi. Если вы не геймер, и EAX эффекты вам не нужны — то имеет смысл брать только x-fi elite — у нее выносной блок с входами и предусилителями.
Вещь профессиональная, и стоит правда как хороший процессор. Но если у вас все серьезно, то очень неплохой выбор. У меня была x-fi fatality — правда себя она не оправдала (я не геймер) — пришлось продать.
Вариант профессиональный — серия E-MU от Creative. У меня была E-MU 0404
Превосходная плата. Родные драйвера просто великолепны. Масса настроек. Куча интерфейсов. И цена порядка 100 долларов делают ее самым оптимальным выбором. Единственный недостаток — пучок шнуров на панели, и разделенные на левый и правый каналы линейные выходы и входы.
Также, существует большой выбор профессиональных звуковых карт, которые удовлетворят даже искушенного в деле обработки звука. Но я стараюсь описывать только то, с чем имел личный опыт работы.
Программы обработки гитарного звука в реальном времени
Аппаратную часть вопроса осветили, теперь давайте о программной. Бесспорным флагманом в сфере программной обработки звука является Guitar Rig от Native instruments. Интерфейс понятен с первого взгляда, большое количество пресетов, звук выше всех похвал. Все версии этой программы (их аж 4) — одинаково хороши. Отличия только в интерфейсе.
Также есть программка Amplitube
Не скажу, что это верх совершенства, но весьма неплохой звук ставит ее в один ряд с Guitar Rig. Основное ее предназначение — VST плугин, который интегрируется во всякие сонары, кубэйсы и прочие монстроузорные профессиональные звуковые программы. Но и как stand-alone продукт имеет очень неплохие показатели. Кстати — данная программа идет на диске вместе с картой E-MU 0404.
Помимо этого, существует куча программ по проще, позволяющих модулировать звук в реальном времени. Но все они скудны по сравнению с описанными выше. Их освещать я не буду.
Это все, что я хотел рассказать про обработку звука гитары на ПК.
Также из личного опыта игры на электрогитаре происходит пара рекомендаций.
— шнур от гитары до ПК/процессора/усилителя должен быть как можно качественнее спаян, как можно лучше экранирован, жила должна быть толстой. Также, не стоит делать кабель слишком длинным — 2-3 метра будет достаточно, особенно если у вас не дорогая гитара с некачественными звукоснимателями
— встроенные звуковые платы плохо усиливают входной сигнал. Поэтому, если вы собираетесь всерьез заняться обработкой звука на ПК — стоит обратить внимание на внешние звуковые платы
Источник
Как записать гитару дома
Чем раньше начинающий гитарист начнет себя записывать, тем быстрее будут расти его навыки. Тем более, сегодня не нужно многого, чтобы записать гитару качественно.
Запись гитары в студии
Традиционный способ
Электрогитару подключают напрямую в гитарный стек или комбик, оба состоят из усилителя и гитарного динамика. Звукорежиссер ставит микрофон вплотную к динамику и записывает партию.
Такой способ имеет ряд недостатков:
- Звукорежиссер оперирует уже обработанным сигналом. Если в нем много эффектов (дилея, хоруса, овердрайва), становится сложно поправить даже небольшую ошибку в партии — придется переписывать все заново.
- Перед записью нужно настроить гитарный звук. Для помешанных на уникальности звучания это может быть историей на несколько дней.
- В студии приходится платить звонкой монетой за время настройки аппарата и перезапись ошибок, либо идти на компромиссы, кусая локти на стадии сведения.
Реампинг
«Так почему бы сперва не записать сырой сигнал гитары, а затем уже скормить его усилителю, разделив саму запись и работу с тембром?» — подумали звукорежиссеры и предложили другой путь: реампинг. Первые попытки разделить процесс на запись и обработку предприняли гитарист Лес Пол (чья гитара стала иконой Gibson) и звукоинженер Фил Спектор (работал с The Beatles и построил Wall of Sound для The Grateful Dead).
В студии для реампинга используется Di-Box. Этот прибор клонирует гитарный сигнал и превращает один из клонов в балансный, то есть в удобоваримый для звукорежиссерского пульта (просто так в него воткнуть гитару не получится из-за разницы в сопротивлениях). Что позволяет записать одновременно и обработанный, и сырой DI-сигнал (сокращение Direct Input, отсюда и название прибора). Потом, если на стадии сведения гитаристу что-то не понравится в тембре или партии, можно поправить DI и заново прогнать его через усилитель с другими настройками.
С появлением цифровой записи все упростилось до максимума: появились эмуляции усилителей, кабинетов и эффектов, по звуку почти идентичные реальным приборам. Сегодня вместо гитарного стека все чаще используются плагины в DAW.
Запись гитары дома
Инструмент подключается к аудиокарте и записывается в DAW типа Cubase, Reaper, Logic, подойдет и Garageband, который идет в комплекте с любым Mac.
На канал с гитарой вешаются плагины обработки: эмуляция усилителя, кабинета и, если нужно, различных гитарных педалей. Либо это может быть виртуальный процессор вроде Bias Fx, Amplitube, Guitar Rig или подобный — такие сочетают в себе дюжину моделей усилителей, кабинетов и педалей эффектов, имеют пресеты настроек, тюнер, а некоторые умеют записывать без DAW. Таким образом, запись становится делом пары секунд, а формировать свой уникальный звук можно хоть неделями.
Запись без аудиокарты
Самый примитивный способ — записать гитару в линейный вход встроенной в материнскую плату аудиокарты. Для этого понадобится:
- (желательно гибкий, чтобы не расшатать коннектор)
- DAW. Например, условно бесплатный Reaper, который после истечения пробного периода лишь заставляет ждать несколько секунд после загрузки. Еще он известен тем, что работает стабильно даже на самых скромных компьютерах. — универсальный аудиодрайвер, позволяющий записывать аудио в линию без ощутимых задержек. Есть возможность настраивать качество битрейта и регулировать размер буфера — чем он меньше, тем быстрее музыкант услышит в наушниках то, что он только что сыграл руками.
- VST-плагины: гитарный процессор (Bias Fx, Amplitube) или набор из эмулятора усилителя и кабинета.
Сегодня компании и энтузиасты предлагают гигабайты бесплатных плагинов для гитаристов:
- — эмулятор усилителя и загрузчик импульсов; — эмулятор Peavey 5150; — различные усилители и педали; — множество усилителей и загрузчик импульсов; кабинета Marshall 1960 от Redwirez;
- Несколько бесплатных дилеев и ревербераторов на сайте ValhallaDSP ; и полезных вещей от NI Kontakt;
- Бесплатные версии гитарных процессоров с урезанным набором усилителей, например, AmpliTube 5 CS .
Как эмулируют усилители и педали? Эмуляцией их компонентов и радиосхемы. К примеру, в некоторых плагинах есть возможность покрутить сопротивление резисторов и емкость конденсаторов, чтобы получить более индивидуальный тембр.
Как эмулируют кабинеты? С помощью импульсов, загружаемых в ревербератор. Импульс похож на цифровой слепок реверберации помещения. Например, в пещере проигрывают тестовый сигнал и захватывают отклик с разных точек. Из полученных данных получается импульс, который загружается в ревербератор, и гитарное соло начинает звучать в пещере. Если же заглушить помещение минватой, а микрофон поставить вплотную к динамику, то получается цифровой слепок последнего. Так можно сделать импульс гитарного кабинета и, загрузив его в плагин, получить звучание определенной модели динамика, микрофона и его позиции.
Какие системные требования? Любой компьютер или ноутбук старше условного 2012 года без проблем справится с записью аудиодорожки в DAW. Плагины обработки тоже не требуют многого. Например, виртуальный процессор Bias FX 2 хочет:
Источник
Как правильно подключить гитару к компьютеру
Сегодня домашним гитаристам не обязательно иметь арсенал аппаратуры из педалей эффектов, гитарных усилителей, кабинетов, микрофонов или комбиков. Все что вам нужно – это компьютер и кое-какое программное обеспечение, раздобыть которое не составит труда. Вы можете столкнуться с проблемой задержки звука во время игры на гитаре, но эта проблема вполне решаема.
Подключение гитары к компьютеру
Гитару следует подключать в инструментальный hi-z вход звуковой карты. Это вход с высоким сопротивлением, рассчитанный специально для подключения музыкальных инструментов. Дело в том, что исходящий сигнал от звукоснимателей требует согласованности сопротивления входа звуковой карты для равномерности частотной характеристики. Но такой вход есть лишь на профессиональных звуковых картах, рассчитанных на студийную работу. Предположим, что мы с вами не профи, мы стремимся к экономии и не располагаем дорогой звуковой картой.
Есть альтернатива инструментальному hi-z входу. DI-box – это устройство, которое преобразовывет высокоомный сигнал музыкального инструмента в низкоомный. Штука полезная, позволяет согласовывать сопротивления, а также уменьшать шумы, возникающие в кабелях соединения. К тому же стоит гораздо дешевле звуковой карты с инструментальным входом. В интернете полно информации о di-box’ах, если интересно – изучайте. Но приобретение DI-box – это тоже расходы, а наличие его у вас в хозяйстве гораздо менее вероятно, чем наличие какой-нибудь педали эффектов или гитарного процессора. К чему я клоню? В качестве согласователя сигналов может выступить педаль эффектов с активным выходом или гитарный процессор в режиме bypass.
Согласовывать сопротивления инструмента и звуковой карты – это правильный и необходимый шаг, если мы хотим выжать максимум качества, и в записи своих инструментов приблизиться к коммерческому звучанию. Однако, не всякий новичок заметит разницу звучания гитары с согласованным и не согласованным сигналами. Все приходит с опытом. Гитару можно подключить к компьютеру напрямую. Хотя крайне рекомендую вариант согласованного сопротивления или инструментальный hi-z вход!
Не зависимо от того, подключаете ли вы гитару напрямую или через устройство согласования сопротивлений, гитару следует подключать в линейный вход. Важно: Не путать с микрофонным входом. На некоторых звуковых картах они совмещены в один разъем. Если это ваш случай – тогда необходимо переключить вход в режим line-in. Делается это в интерфейсе драйвера звуковой карты.
Гитара подключена к компьютеру, настраиваем программную часть
В одной из предыдущих статей мы рассматривали самые популярные виртуальные гитарные процессоры, такие как Guitar Rig, Amplitube и прочие. Найти “народные” версии программ не составит сложности в современном интернете. В качестве примера рассмотрим настройку Guitar Rig 5. Предполагается, что вы уже озадачились поиском и успешно установили на свой компьютер эту замечательную программу. На рабочем столе вы наблюдаете ярлык Guitar Rig 5, не теряем времени – запускаем. Возможно, Вам повезло и все работает как надо, но чаще всего гитаристы сталкиваются с проблемами…
Плохо слышно гитару, только шум
На данном шаге уже может возникнуть проблема, связанная с типом кабеля, который вы использовали для соединения гитары с компьютером. Если вы слышите только шум или звук гитары кажется очень тихим и как будто “в далеке”, то проблема скорее всего в том, что сигнал от гитары идет по левому каналу стерео-кабеля, а guitar rig мониторит правый (или наоборот). Проблема решается в один клик. В верхней части окна guitar rig в блоке IN следует поменять местами L и R.
Задержка при игре на гитаре
Другая проблема, с которой вы можете столкнуться при игре на гитаре через компьютер – это задержка звука. Почему это происходит? Потому что компьютеру нужно время чтобы преобразовать аналоговый сигнал гитары в цифровой, обработать его выбранным Вами эффектом, а затем преобразовать обратно из цифрового в аналоговый, и вывести на line out звуковой карты. Избавиться от задержки полностью не возможно, но её можно минимизировать до такой степени, что она станет незаметной. Кстати для тех, кто не знал: аппаратные гитарные процессоры также имеют задержку. Но она на столько мала, что ее трудно заметить. Будем к этому стремиться. В профессиональных и околопрофессиональных звуковых картах имеется протокол ASIO (audio stream input/output). Этот интерфейс разработан специально для музыкантов и предназначен для скоростной обработки вывода входящего аудио сигнала. Если в вашей звуковой карте имеется такой протокол, то его и следует использовать. Но в общем случае на недорогих звуковых картах (в том числе и встроенных звуковых картах) предполагается отсутствие такой полезной вещи как ASIO. Выход из ситуации есть, это драйвер ASIO4ALL. ASIO4ALL позволяет эмулировать протокол ASIO на системах с любой звуковой картой, в том числе и встроенной в материнскую плату. Скачивайте и устанавливайте.
Как настроить ASIO4ALL
Теперь, чтобы минимизировать задержку, в окне Guitar Rig 5 переходим File -> Audio and MIDI settings.
Во вкладке Audio в поле Driver устанавливаем ASIO, в поле device выбираем ASIO4ALL. Жмем кнопку ASIO Config, и экспериментируем с размером буфера.
Поскольку эффективность работы ASIO4ALL зависит от производительности ваших процессора/памяти, то размер буфера будет для Вас индивидуальным. В общем случае размер 256 позволяет держать задержку на вполне комфортном уровне для исполнения скоростных соло. Больший размер буфера – больше времени на обработку сигнала, меньший – соответственно меньше времени.
Экстремально малое значение вызовет шум, похожий на треск.
Частота семплирования Sample Rate, для минимизации задержки в ASIO
Еще один важный нюанс, часто упускаемый из вида при настройке задержек гитарного звука – частота семплирования (Sample Rate). Частота семплирования, выставленная на звуковой карте, должна совпадать с частотой в программе обработки звука. В данном примере Sample Rate Guitar Rig установлена 96000 KHz (как и в настройках звуковой карты). Если бы это частота была различна, то процессору нужно было бы затратить ресурсы для преобразования, а на это, как вы понимаете, нужно время. Для нас это было бы неприемлемым.
Проверка частоты семплирования на примере MS Windows 7.
Переходим: Пуск->Панель управления->Оборудование и звук->звук
На вкладке “Воспроизведение” нажимаем на устройство по умолчанию. В появившемся окне выбираем вкладку “Дополнительно” и в разделе “Формат по умолчанию“ выбираем нужную нам частоту. То же самое проделываем с вкладкой “Запись” окна “Звук”. После того как мы выставили одинаковые значения Sample Rate в драйвере звуковой карты мы устанавливаем такое же значение в поле Sample Rate программы Guitar Rig 5.
Выводы
- Для игры на гитаре через компьютер нужна только гитара и компьютер! + немного времени на установку и настройку программ. Однако крайне рекомендуется согласовывать сопротивления инструмента и входа звуковой карты.
- Ликвидировать задержку на 100% не получится, но минимизировать её до такой степени, что она станет совершенно незаметна – запросто.
- Использование профессиональных звуковых карт для игры на гитаре – это идеальный вариант, но можно обойтись и встроенной звуковой картой.
- Величина Sample Rate и размер буфера ASIO – основные показатели, влияющие на задержку при игре на гитаре через компьютер.
На этом всё. Эти простые советы помогут Вам минимизировать задержку при игре на гитаре через компьютер, используя любые программы класса гитарных процессоров вроде Guitar Rig, Amplitube, Revalver или программы звукозаписи и сведения DAW, такие как Cubase, Reaper, Audition. Принцип настройки везде один и тот же.
Источник
Подключаем электрогитару к ноутбуку
Правильно подключенная к компьютеру гитара позволит вам вывести звук на колонки или выполнить запись звука со значительным улучшением качества. Мы рассмотрим процесс настройки звуковых драйверов и специальной программы.
Подключение проводится от встроенного разъема TRS, который позволяет присоединить «Джек 6.5». Производители электрогитар обычно располагают сокет на нижней части устройства. Дека расположена рядом с блоком тембра либо около держателя ремня. Соединение потребует переходника и кабеля.
Итак, подключить гитару к компу можно напрямую в звуковую карту. Именно в ту, что встроена в вашу материнскую плату. Это вариант самый дешевый и самый плохой потому что:
Необходимые инструменты и материалы для подключения гитары
Чтобы подключить электрогитару к компьютеру, потребуется:
- Главная часть при соединении – кабель коннекта либо аудиошнур. Купить можно в любой торговой точке, реализующей товары для музыкантов. Кабель нужен на одном краю с «TRS», на втором – «Minijack». При его отсутствии можно купить кабель «TRS ¼» к «TRS ¼» и переходник с 63мм на 35, подходящий к любым аудиоустройствам. Длина кабеля достигает 5 метров. Для игры в небольшой комнате необходим трехметровый шнур. Активное движение потребует кабеля длиннее. При желании активно перемещаться по сцене, приобретите шнур 5 м.
- Звуковые карты компьютеров и ноутбуков не отличаются качественным звучанием, поэтому нужна дискретная карта. Подключаются к компьютеру через порт USB либо через системную шину PCI. Преимущества дискретных плат во встроенной поддержке протокола передачи данных ASIO. При отсутствии дискретной карты, воспользуйтесь специальными драйверами встроенных, уменьшающих задержку сигнала.
- В случае отсутствия примочки потребуется программное обеспечение, позволяющее накладывать эффекты. Воспользоваться можно Guitar Rig либо другим сходным ПО.
Вполне можно обойтись двойным кабелем «6.5 mm jack», подключив к одному из штекеров специальный переходник «6.3 mm jack — 3.5 mm jack». Любой из вариантов позволит добиться одинакового результата с минимальными финансовыми затратами.
Для подключения электрогитары к компьютеру потребуется качественная звуковая карта, поддерживающая протокол ASIO, предназначенный для уменьшения задержек звука. Если таковой ваш ПК не оборудован, можно обзавестись внешним USB-устройством.
Примечание: При использовании обычной звуковой карты, не поддерживающей протокол «ASIO», придется дополнительно скачать и установить драйвера «ASIO4ALL».
Подключение акустической гитары
Акустическая гитара, это один из видов музыкальных инструментов, который не имеет никаких разъемов, при помощи которых, можно было бы выполнить подключение к ноутбуку или ПК. Но даже в таком случаи, звук можно передать на компьютер, посредством микрофона. Данный способ хоть один из легких, но в то же время имеет массу недостатков. Таких как:
- Лишние шумы при прослушивании записи,
- Плохое качество записи,
- Возможное постороннее вмешательство третьих лиц в вашу запись,
Дабы снизить перечисленные недостатки, можно купить качественный микрофон. А производить саму запись тогда, когда нет никого дома, или уединится, в каком ни будь закрытом помещении. Заметьте, это не исключит в полной мере все недостатки, а только сделает их менее ощутимые при прослушивании вашей игры.
Кроме самого микрофона, можно использовать и дополнительные средства, для записи звука с вашей акустической гитары. Такие устройства называются: пьезозвукосниматель и конденсаторный микрофон. Все эти устройства на порядок выполняют запись звука, нежели простой микрофон и значительно уменьшают заметность выше перечисленных недостатков, но не исключают их совсем. Так что, если вы надеетесь получить на выходе звучание шикарного качества – тут я вынужден вас огорчить. Этого вы не получите!
Подключение электрогитары
Если вы обладатель электрогитары, считайте, что вам повезло. Так как её подключить намного проще к ноутбуку, нежели предыдущий вид, да и возможности значительно больше. Кроме этого, существует несколько способов присоединения данного музыкального инструмента к ПК. Начнем из самого простенького.
- Присоедините к музыкальному инструменту «инструментальный кабель»;
- С другой стороны инструментального кабеля, наденьте на него переходник с выходом в 3.5 миллиметра. Мини Джек;
- Присоедините к звуковой карте компьютера полученный штекер;
Обратите внимание, в этом случаи используем вход для микрофона. Впоследствии чего, получим звучание с небольшими шумами. Так же можно использовать и разъем для линейного входа. В таком случаи звучание будет немного приглушенным.
Что касается самих разъёмов, в персональных компьютерах, или как их еще называют – «настольных», полный комплект разъемов платы звука находится сзади системного блока. Касательно ноутбуков, ситуация не с приятных! Так как разъём линейного входа может вообще отсутствовать. Что вынуждает покупать портативную звуковую карту. В прочем, она стоит своих денег и решит массу вопросов, как по качеству входящего и выходящего звука, так и по самим разъемам.
- Как только компьютер определит то, что к нему подключили музыкальный инструмент, выполните подтверждение кнопкой «ок»;
- Выставляем желаемый уровень громкости, а так же, производим настройки в последующих окнах;
- Скачиваем и устанавливаем нужное вам программное обеспечение.
Два последних шага, самые важны, отнеситесь к ним серьезно. Именно от них зависит дальнейшая работа вашего подключения. Не выставляйте слишком большую громкость. Из-за большой громкости, во-первых, будет запирать, во-вторых, звук будет сопровождаться всевозможными тресками, визгом и шумами.
Подключение гитары в линейный вход встроенной звуковой карты
Рассмотрим пошагово самый дешевый и простой способ подключения гитары к компьютеру.
- С помощью переходника Jack 6.3->Jack 3.5 подключите гитару к линейному входу вашей звуковой карты. Он как правило синего цвета и с надписью Line In.
Как говорилось ранее, звук будет тихим и мутным. Чтобы это исправить, гитару следует подключать через дибокс или примочку с активным байпасом. В общем, включаем гитару в дибокс или то, что его заменяет, а потом выход с него соединяем с линейным входом звуковой карты.
Конечно у такого подключения куча минусов, типа повышенного уровня шума, необходимость наличия дибокса или другого буфера в цепи. Но самый главный это довольно высокая задержка. Чтобы ее максимально минимизировать, лучше гитару подключать через специальные аудиоинтерфейсы.
Подключение гитары с помощью внешней звуковой карты (аудиоинтерфейса)
Второй вариант подключения гитары через компьютер — с помощью специальной внешней звуковой карты с инструментальным входом. Ей уже никакие дибоксы не нужны, задержка будет намного меньше, чем у встроенной и переходников под мини-джек вам не потребуется. Только стоить она уже будет как средний транзисторный комбарь.
Второй вариант будет намного предпочтительнее. Но если у вас вообще напряженка с деньгами, на первое время можно купить переходник и поиграть во встроенную звуковуху. Но потом обязательно прекратить этот мазохизм, чем раньше, тем лучше!
Что нам потребуется для этой цели? Все самое основное и ничего лишнего:
Шаг 1
Подключаем нашу электрогитару к «примочке», а ее соединяем с ноутбуком кабелем, при помощи переходника.
Шаг 2
Когда на экране появляется такое окно, то обязательно ставим галочку на «линейный вход».
Шаг 3
Справа вверху заходим в дополнительные настройки и отмечаем напротив «Разделить все входные гнезда…». После этого ползунком «Громкость воспроизведения» можете отрегулировать желаемый уровень входного сигнала.
Шаг 4
Чтобы использовать Guitar Rig 5, необходимо сперва установить драйверы ASIO. После установки этого софта заходим опять в наш диспетчер Realtek и отключаем громкость воспроизведения.
Шаг 5
Запускаем Guitar Rig 5 и заходим в меню вверху слева File>Audio and MIDI Settings. В появившемся окне выбираем драйвер ASIO и заходим в ASIO Config, где активируем звуковое устройство нашего ноутбука и выставляем размер буфера, где-то примерно посредине. После этого программа начнет работать.
Важно! Перед запуском Guitar Rig 5 обязательно нужно выключить все программы, которые используют звуковую карту (Skype, Winamp, Windows Media Player и тому подобное) иначе программа не будет воспроизводить звук электрогитары.
Как подключается электрогитара к ноутбуку с одним входом
Большинство ноутбуков не имеет линейного входа микрофона. При этом звучание инструмента будет сопровождаться небольшими шумами.
Внимание! При подключении напрямую к линейному входу сигнал будет приглушаться, поэтому для улучшения качества звука потребуется приобрести звуковую карту.
Инструкция, как подключать гитару к ноутбуку с одним входом:
- В разъем TRS ¼ музыкального инструмента вставляется соответствующий конец кабеля.
- Шнур располагается по комнате таким образом, чтобы не было изгибов и было возможно спокойно двигаться.
- На противоположный выход аудиошнура прикрепляется переходник TRS1/4 к Миниджек.
- Присоедините к линейному входу устройства штекер (устройство будет определяться компьютером).
- После появления выбора нужно выбрать тип устройства «Микрофон» и согласиться с настройками.
- Настроить необходимый уровень громкости, провести настройку эквалайзера.
- Скачать и установить все необходимые для работы приложения.
Особенности подключения гитары к ноутбуку
Бывают ноутбуки с особыми звуковыми картами. Зачастую они оснащены двумя разъёмами – «линейный выход», «микрофонный разъём». Такие звуковые карты поддерживают и линейный вход. А для того что бы подключить к такому ноутбуку электронную гитару, стоит проделать следующие шаги:
- Соединяем музыкальный инструмент и наше компьютерное портативное устройство при помощи инструментального кабеля и переходника. Будьте внимательны, в этом случаи, соединение должно происходить через разъем линейного выхода. Не путайте с гнездом под микрофон,
- Как только на экране монитора появится окно, подтверждающее действия, выберите режим линейного входа,
- Производим настройку громкости. А в дополнительных настройках, ставим «разделение входных внешних гнезд»,
- Производим установку требуемых драйверов,
- Активируем звуковое устройство, а так же, выставляем режим буфера,
- Выключаем все устройства, которые используют или имеют хоть какое то отношение к звуковой карте. В ином случаи, программа работать не будет.
Вот подключение электронной гитары готово. Но, вы должны быть заранее готовы к тому, что высокого качества звучания вы не получите. Для того что бы получить максимально качественное звучание, вам стоит воспользоваться портативной звуковой картой и массой других инструментов и примочек.
Настройка звука
После соединения гитары с компьютером нужно выполнить настройку звука. Скачайте и установите последнюю версию звукового драйвера для вашего ПК.
Если в списке нет устройства «Line in at rear panel (blue)», нажмите правую кнопку мыши и выберите пункт «Показать отключенные устройства».
Кликните ПКМ по блоку «Line in at rear panel (blue)» и через контекстное меню включите оборудование.
Дважды щелкните левой кнопкой мыши по данному устройству, перейдите на вкладку «Улучшения» и установите галочки рядом с эффектами подавления.
На вкладке «Уровни» вы можете настроить громкость и усиление звука с гитары.
В разделе «Прослушать» установите галочку «Прослушивать с данного устройства».
После этого ПК будет воспроизводить звуки с гитары. Если этого не произошло, убедитесь, что инструмент правильно соединен с ПК.
Применив выставленные параметры кнопкой «ОК», можно переходить к настройке дополнительного софта.
Настройка ASIO4ALL
При использовании интегрированных звуковых карт необходимо скачать и установить специальный драйвер. Это позволит улучшить качество звучания и существенно снизить уровень задержки при передаче звука.
Выполните установку ПО на компьютер, на этапе выбора компонентов отметив все имеющиеся пункты.
Завершив установку, запустите программу.
С помощью ползунка уменьшите значение в блоке «ASIO Buffer Size». Минимальный уровень гарантирует отсутствие задержки звука, но при этом возможны искажения.
Воспользуйтесь иконкой с изображением ключа, чтобы открыть расширенные настройки. Здесь нужно изменить уровень задержки в строке «Buffer Offset».
Примечание: Подбирать это значение, как и прочие параметры, необходимо в зависимости от ваших требований к звучанию.
Когда все настройки будут завершены, вы можете добавить к звуку дополнительные фильтры с помощью специальных программ. Одной из наиболее удобных является Guitar Rig, содержащая огромное количество инструментов.
Настройка специальных программ
После подключения и определения устройства через встроенную звуковую карту компьютера появится окно Realtek HD. Будет предложено выбрать устройство для подключения. Нужно выбрать линейный вход, и подтвердить выбор. Далее нужно перейти в раздел Line in at rear panel, в котором устанавливается уровень громкости. При этом через колонки должны быть слышны необработанные звуки музыкального инструмента, который не был подвержен в программной обработке.
Для накладывания эффектов можно воспользоваться программным обеспечением. Для этого хорошо подходит утилита Guitar Rig. Приложение представляет собой набор библиотек для обработки поступающего сигнала. Музыкальный процессор имеет встроенный набор эффектов для гитары, с возможностью самостоятельной регулировки. Также имеются готовые наборы.
На заметку! Кроме Guitar Rig, для обработки сигнала можно воспользоваться ReValver, Amplitube и т.д.
Также потребуется низкоуровневый драйвер ASIO4ALL. После скачивания и установки нужно перейти в раздел Audio and MIDI Settings и выбрать советующий драйвер.
Подключаемся согласовываем сопротивления входа-выхода
Начинающему гитаристу, как правило, бывает достаточно качества звучания, которое дает подключение гитары к компьютеру напрямую. Для этого достаточно включить шнур в гнездо линейного входа (обычно синего цвета) и настроить программную часть, о которой речь пойдет ниже.
Практически каждый музыкант, достигая определенного уровня мастерства, старается несколько усовершенствовать свою домашнюю мини-студию. Согласовать сопротивление на выходе инструмента и на входе компьютера можно с помощью устройства Di-box, преобразующего высокоомный сигнал гитары в низкоомный – более приемлемый для линейного входа.
Кроме того, такой прибор снижает уровень шумов, возникающий в шнурах. Совсем продвинутые гитаристы, занимающиеся музыкой профессионально используют для согласования сигнала, исходящего от звукоснимателя со звуковой картой, так называемый инструментальный hi-z вход, который есть далеко не на всех картах и рассчитан, как правило, для студийной работы. Такая карта достаточно дорогостоящая, но звук дает близкий к идеальному.
Обратите внимание! Если у Вас активные звукосниматели, то возможно, подключив их в микрофонный разъем Вы получите лучший эффект!
И все же, несмотря на возможность согласовывать сигнал с помощью специальных устройств, опыт показывает, что большинство гитаристов-любителей достаточно успешно справляются с такой задачей с помощью обычных «примочек» – гитарных педалей и процессоров в режиме байпасс.
Советы и рекомендации для правильного подключения
Для корректного подключения нужен кабель соответствующей длины. Нужно разместить его по помещению без изгибов, чтобы он ни за что не цеплялся. Для улучшения звука желательно приобрести дискретную звуковую карту. Встроенные в материнские платы либо ноутбуки не отличаются достаточным качеством. Также можно приобрести аудиоинтерфейс, поддерживающий драйвер ASIO, на котором распаян гитарный вход. Другое обозначение входа Hi-Z.
Подключение гитары к компьютеру является бюджетным способом тренировки навыков для новичков. При этом затраты на подключение минимальны. Потребуется приобретение кабеля и переходников. Возможно постепенно улучшать качество звука, приобретая звуковую карту, аудиоинтерфейс либо комбик. Кроме того, можно использовать регулирующие педали, встраивать между ноутом и гитарой усилители и другие устройства. Это хороший способ для тех, кто желает получить навыки игры на гитаре.
Часто возникающие проблемы
- Не слышно звучание музыкального инструмента или слышно, но тихо, при этом сопровождается различного рода шумами и помехами;
Для решения такой проблемы, вам следует изменить канал. Так как программа зачастую использует не тот канал, что нам нужен. То есть, если используется левый, при этом слышны шумы и помехи, смените его на правый.
- Значительно, большое отставание в звуке.
Эта проблема решается посредством установки дополнительных программных драйверов, под названием ASIO4ALL. Он ускоряет обработку сигнала с входящих каналов. Поэтому задержек быть не должно.
Источник
Правда о цифровой задержке в музыке.
Дисклеймер:
Оригинал материалов для этого поста можно найти в следующей статье:
http://www.presonus.com/learn/technical-articles/the-truth-a.
Я не стану прямо переводить, но постараюсь кратко и понятно изложить русским языком все что вам нужно о цифровой задержке в музыке.
Много картинок не ждите, ждите много текста, и помните у птиц беда с пунктуацией.
Вступление
В английском языке слова Latency и Delay на русский переводятся одинаково, и означают задержку. Хотя latency в основном употребляют, когда говорят об аудио задержке. Под аудио задержкой понимают промежуток времени между тем как звук был извлечен и тем моментом в который он попал к вам в уши. Обычно задержка измеряется в миллисекундах (мс).
Если говорить о природной/физической задержке, то вот её пример: Представьте что сидите за пианино и хотите извлечь звук нажатием его клавиши. Что произойдет когда вы её нажмете? Ваш палец нажимает на клавишу, клавиша приводит в движение молоток, молоток бьет по струне, звук от струны путешествует к вашим ушам. Вот промежуток между тем как вы нажали на клавишу и тем как вы услышали ноту и есть задержка.
Эхо — также является природной задержкой звука, с ним чуть посложнее поскольку вы слышите и «исходный» сигнал и задержанный. Ученые, проведя опыты, подсчитали, что задержка менее
10 мс не воспринимается человеческим ухом. В промежутке между 12 и 15 мс вы начнете «чувствовать» эффект задержанного сигнала, и только задержка от 20мс заставит ваш мозг разделить между собой исходный и задержанный сигнал.
Теперь подойдем к цифровой записи, представим что мы пишем злой такой, мощный соляк, на компьютере. В аудиостанции(аудиохост, DAW) играет минусовка, стучит метроном, гитара подключена к интерфейсу и включен мониторинг (прослушка) сигнала через аудиостанцию. Но вот беда, мы играем как будто с каким то эхом, звук который мы слышим сильно запаздывает от наших пальцев, как правило исполнителя это сильно дизориентирует и записать партию в таких условиях практически невозможно. Мы кидаемся к настройкам нашего аудио интерфейса, видим загадочное значение какого то буфера в 128 семплов, и подпись в 2.9 мс задержки.
Но постойте, стоя на сцене в метре от усилителя, при скорости звука 340 м/с, мы будем слышать наш звук с задержкой минимум 3мс! Так почему на сцене 3 мс мы не замечаем, а в студии 2.9 мешают нам нормально работать?
Все не так как кажется
Для того чтобы разобраться в проблеме нам нужно несколько углубится в физику процесса и разобрать, каким именно образом звук путешествует у нас в компьютере.
Мы начинаем с того момента как звук нашей гитары или вокала например, оказывается на аналоговых входах нашего интерфейса.
Далее наш сигнал попадает в аналого-цифровой преобразователь (АЦП) аудио интерфейса, который занимается тем что преобразовывает непрерывную звуковую волну в массив битов и байтов. Процесс невероятно сложен, но занимает немногим более половины миллисекунды. Забегая вперед скажу,что на другом конце всей этой цепочки звук будет поступать на цифро-аналоговый преобразователь вашего интерфейса (ЦАП), который в свою очередь будет преобразовывать дискретный сигнал в электрические импульсы, для того чтобы вы могли услышать его на своих динамиках или наушниках. Ещё пол миллисекунды или типа того.
Далее за дело берется ваш ASIO (в случае windows) или CoreAudio (Mac) драйвер. Он осуществляет «доставку» сигнала со входа USB в ваш аудиохост и обратно.
Все это «расстояние» сигнал преодолевает путешествуя из одного буфера в другой.
Буфер — это участок компьютерной памяти, выделенный для временного хранения данных, пока те двигаются с одного места на другое. Всего в нашей цепочке четыре вида таких буферов.
*Входной буфер USB шины
*Входной буфер ASIO драйвера
*Выходной буфер ASIO драйвера
*Выходной буфер USB шины
Здесь нам придется ещё раз прерваться, и кратко объяснить зачем вообще эти буферы нужны.
Зачем нужны буферы
Дело в том что «многозадачность» компьютера это всего лишь иллюзия, процессор в один момент времени работает только с какой-то одной задачей, но за счет того что он очень (ОЧЕНЬ) быстро переключается между ними, выполняя то часть одной, то часть другой, кажется что процессы протекают одновременно.
В нашем случае процессор по большей части выполняет задачу по переносу данных с нашего интерфейса в аудиостанцию, и обратно. Так как он не может постоянно этим заниматься, он делает это кусками. Отправил кусок, занялся делом, ещё отправил кусок, ещё чем то занялся. Чем больше размер буфера, тем больше мы можем позволить процессору тратить времени на системные задачи, но вместе с тем мы будем задерживать сигнал. Чем буфер меньше, тем ближе к «реальному времени» будут выполнятся задачи, но это может отрицательно сказаться на стабильности всей системы. А кто, спросите вы, устанавливает размер этих буферов? -драйверы, поговорим о них!
ASIO и CoreAudio драйверы
Ни одно устройство просто так работать с вашим ПК не будет, для него необходим драйвер. Драйвер это специальная программа которая позволяет другим программам на вашем компьютере «общаться» с железом. Например без драйвера для принтера, вы бы не смогли послать ему команду на распечатку текста.
И звук с вашего интерфейса ваш хост принимает также посредством драйвера. Все эти драйверы пишут инженеры фирмы, которая ваш аудио интерфейс выпустила. Различают два «слоя» таких драйверов. Первый «слой» взаимодействует с USB шиной, второй — с вашим хостом. Давайте начнем с простого и поговорим для начала о втором. Подробнее о различиях ASIO и Core Aduio, зачем вообще ASIO нужен на Windows мы поговорим в другом посте.
Задержка декодирования
Итак, ваш сигнал преодолел USB шину, и вам нужно направить его на вход к вашему хосту. Здесь на сцену выходит входной ASIO буфер. Это и есть тот самый буфер, размер которого вам позволено менять, и задержку на котором вам так радостно отображает контрольная панель интерфейса, и ничуть не врет. Если разделить 441000 Герц (частота дискретизации) на 128 семплов (размер буфера), то получим как раз 2.9 мс задержки. Но мы то теперь знаем, этот буфер не один! С другой стороны хоста стоит ещё один, выходной ASIO буфер, размер которого как правило выставляется равным входному. Итого мы имеем 2.9 + 2.9 = 5.8 мс задержки, в лучшем случае. И лучший случай это только на бумаге. На практике в самом хосте и на пути к выходу происходят и другие процессы, которые в целом могут увеличить выходную задержку до 256 семлов, что в целом сложится в 384 семпла, и на частоте 44100 Гц будут давать задержку в 8.7 мс. Добавьте сюда ещё 1 мс которую мы посчитали для работы преобразователей и получим 9.7 мс. Но 9.7 мс это все ещё слишком мало чтобы человек различал разницу.
Откуда берется дополнительная задержка
Сейчас то вы уже наверное догадались, потому что Я решил не путать ваш лишний раз, но на самом деле об этом виновнике редко где встретишь разговоры. А речь конечно о буфере USB шины. USB шина работает на основе миллисекундного таймера, как только таймер отсчитывает определенный интервал, происходит остановка и все что было записано в буфер отправляется на аудио процессинг. Точная настройка этого буфера под характеристики вашего компьютера могла бы дать возможность значительно ускорить процесс работы с аудио, но инженеры умышленно прячут её от вас, а все дело в том что, если пользователь случайно поставит достаточно малое значение этого драйвера, он рискует «уронить» драйвер (при чем как пишут в presonus «crash the driver—a lot.») Как правило большинство (но не все!) производителей значение этого драйвера устанавливают в безопасное для большинства компьютеров значение, которое на деле приводит к лишним 6 мс на входе и выходе. (Также часто можно встретить и 4 мс) Теперь когда мы знаем все этапы цепочки, сложим наши найденные 12 мс с прежде посчитанными 9.7 мс (помните что все значение мы брали в среднем, но результаты на практике сильно не отличаются) и получим 21.7 мс задержки, и вот это уже реальная помеха.
Заключение. Как жить и что делать
Во первых справедливости ради надо заметить, что не все аудио интерфейсы скрывают факты о задержке аудио. Карточки Steinberg UR например в этом плане сразу суммируют значения задержке с двух слоев, и высчитывает различные значения для входного и выходного потока, выдавая вам:
Значение хоть и приблизительное, но по нему действительно можно ориентироваться. При 64 семплах получим задержку
10 мс, что для большинства инструментов не должно стать помехой. И нет, это — не реклама, хотя это явно камень в огород всяким фокусрайтам.
На этом фоне выделяется вокал. Все дело в том что обычно игру на музыкальных инструментах «вживую» сопровождает естественная задержка, а вот вокал мы чувствуем «на себе» сразу. Поэтому многим вокалистам задержка и в 10мс может мешать комфортно исполнять партии.
В большинстве дейвайсов сейчас предусмотрена функция Direct Monitoring, которая пробрасывает сигнал с АЦП сразу к ЦАП. В результате мы все равно имеем около 1мс задержки, но её пока никто «прочувствовать» не смог. Ественно в этом случае мы лишаемся возможности обрабатывать сигнал на хосте.
Кроме этого есть ветвители сигналов, например большинство DI-боксов для гитар выдают балансный сигнал который можно направить в интерфейс и небалансный который можно воткнуть в усилитель.
Вы можете экспериментировать с ещё меньшей задержкой на Windows приобретя например RME Hammerfall, которая позволяет работать под ASIO с буфером в 32 семпла. А на Mac тот же Ur22 будет работать в 32 семпла в силу иной природы устройства их CoreAudio.
Также некоторые карточки, например из линейки presonus AVL позволяют таки изменять размер USB буфера, выбирая между 6, 4 и даже 2 мс. Ещё часть их карточек имеет на борту DSP процессор который позволит проводить direct monitoring с небольшой обработкой для вашего комфорта.
Постскриптум
Как видите зверь не так страшен, если с ним разобраться. И Я надеюсь, что мир цифровой аудиозаписи стал на миг прозрачней и понятней.
Павлин рад тратить свое время на помощь вам, и готов отвечать на ваши вопросы. Свои вопросы задавайте в комментариях.
Павлин не просит ничего взамен, но это не значит что ему не нужна ваша помощь. Если у вас найдется 20 минут свободного времени, вы можете здорово помочь пройдя анкету на тему современной западной поп музыки.
Свои замечания по поводу анкеты вы можете оставлять под предыдущим постом.
1.5K постов • 3.9K подписчиков
Не стоит постить вещи совсем не по теме, в остальном — ограничений и правил не будет.
Источник