Хочу всё знать: что такое компьютерная диагностика, и как её проводят
Многие из автомобилистов знают, что компьютерная диагностика позволяет узнать некоторые параметры работы двигателя, выяснить, что с ним не так, а иногда даже – подкорректировать работу мотора. В целом, всё так и есть. И всё же мы попытаемся рассказать о процессе подробнее: поверьте, это очень интересный процесс.
Что такое OBD?
Реклама ачнём с самого начала. Чтобы подключить к машине диагностическое оборудование, нужен специальный разъём, который сейчас есть у всех автомобилей, и который иногда называют просто OBD-II. На самом деле, OBD-II – это не разъём, а целая система бортовой диагностики. И несмотря на то, что прочно она вошла в нашу жизнь всего-то лет 20 назад, её история начинается ещё в 50-х годах прошлого века.
В середине ХХ века американское правительство внезапно пришло к мысли, что стремительно растущее количество автомобилей как-то не лучшим образом влияет на экологию. Правительство стало делать вид, что оно хочет на законодательном уровне эту ситуацию улучшить. Автопроизводители в свою очередь стали делать вид, что они выполняют придуманные законы.
Появлялись крайне разнообразные системы диагностики, задача которых была ограничена контролем за выбросами в атмосферу (а так как сложной техники не было, то максимум, за чем могли более менее адекватно наблюдать, это за расходом топлива). Никто (иногда даже сами производители) нормально пользоваться такими системами не мог. И когда к середине 70-х департамент по контролю за воздушной средой (Air Resources Board, ARB) и агентство по защите окружающей среды (Environment Protection Agency, EPA) стали понимать, что ничего хорошего добиться не получается, они стали усиленно рекомендовать внедрять новые системы.
Они не просто мигали бы лампочкой, «если что-то пошло не так», а позволяли бы быстро проверить автомобиль на выполнение им экологических норм. Первым откликнувшимся производителем стал General Motors, разработавший свой интерфейс ALDL. Разумеется, ни о каком мировом стандарте речь ещё не заходила, да и об американском тоже. В 1986 году ALDL был модернизирован, но до нужных масштабов дело никак не доходило. И только в 1991 году California Air Resources Board (калифорнийский департамент по контролю за воздушной средой) обязал всех американских автопроизводителей оборудовать свои автомобили диагностической системой OBD-I (On-Board Diagnostic), разработанной в 1989 году.
Что можно было проконтролировать с помощью OBD-I? Само собой, первоочередной задачей было следить за составом отработавших газов. Можно было проследить за работой электронной системы зажигания, кислородных датчиков и системы рециркуляции EGR. В случае появления неисправности загоралась лампа MIL (malfunction indicator lamp – лампа индикации неисправности). Никакой более точной информации получить было нельзя, хотя со временем лампочку научили мигать с определённой последовательностью, которая позволяла выявить хотя бы неисправную систему. Но и этого скоро стало мало.
В январе 1996 года наличие новой версии OBD-II стало обязательным для всех автомобилей, проданных в Америке. Основным отличием этой диагностической системы от
Реклама OBD-I стала возможность контролировать систему питания, а также её можно было проверить на автомобиле с помощью подключаемого сканера. Этим занимались полицейские. Им было абсолютно плевать на всё, кроме токсичности – ведь вся эта система изначально и разрабатывалась для контроля за ОГ. Полагалось, что система диагностики на новом автомобиле должна была работать пять лет или сто тысяч километров пробега. Но на этом история
OBD-II ещё не заканчивается.
В 2001 году все автомобили, проданные в Европе, должны были иметь систему EOBD (European Union On-Board Diagnostic), теперь уже – с CAN-шиной (о которой подробно как-нибудь в другой раз). В 2003 году японцы ввели обязательный JOBD (Japan On-Board Diagnostic), а в 2004 год наличие EOBD становится обязательным для всех дизельных автомобилей в Европе.
Это – очень (даже слишком) краткая история OBD-II. Я её специально не стал усложнять, вам же вряд ли интересно читать про рецессивные и доминантные биты спецификации Controller Area Network? Вот и я думаю, что для начала хватит. Давайте лучше посмотрим на разъём OBD-II «живьем».
Место встречи изменить нельзя
Я уже говорил, что через диагностический разъём калифорнийские копы при желании должны были легко подключиться к самой системе. Чтобы упростить задачу, разъём было решено ставить не далее 60 см от рулевого колеса (хотя, скажем, китайцы это требование часто игнорируют, а иногда этим же балуются инженеры Рено). И если раньше разъём можно было встретить даже под капотом, то сейчас он всегда в зоне досягаемости водителя. Что из себя представляет разъем?
Вообще, он называется DLC – Diagnostic Link Connector. Вполне очевидно, что сама колодка тоже стала соответствовать одному стандарту. Разъём имеет 16 контактов, по восемь в два ряда. Стандарт определяет и назначение выводов в колодке. Например, контакт №16 (самый правый в нижнем ряду) должен быть подключенным к «плюсу» АКБ, а четвёртый – быть заземлением. И всё же шесть контактов отданы в распоряжение производителю – там может располагаться что-то по его желанию.
Часто от диагностов можно услышать слово «протокол». В данном случае – это стандарт передачи данных между отдельными блоками системы диагностики. Тут мы уже опасно сближаемся с информатикой, но ничего не поделаешь: диагностика-то компьютерная. Придётся ещё немного потерпеть.
Разработчиками OBD-II предусмотрены пять разных протоколов. Если говорить очень-очень упрощённо, то это пять различных способов передачи данных. Например, протокол SAE J 1850 используется преимущественно американцами, скорость передачи данных по нему – 41,6 Кб/с. А вот ISO 9141-2 в США не распространён, скорость передачи тут – 10,4 Кб/с. Впрочем, нам всё это знать не обязательно.
Пока просто запомним:
диагностическая колодка OBD-II везде одинаковая, распиновка – тоже, а какие разъёмы будут использоваться для подключения сканера, зависит от протокола, применяемого производителем.
Ну а теперь попробуем продиагностировать автомобиль – в этом нам помогут специалисты из компании «Лаборатория Скорости». Попутно посмотрим, что такое настоящая диагностика.
Что может диагностика?
Начнём с того, что подключить дешёвый мультимарочный сканер и считать одну-две ошибки – это даже близко не диагностика. И было бы большой ошибкой полагать, что диагностику делает сканер, а не человек. На самом деле они работают в паре, и если один из них значительно глупее другого, ничего хорошего из этого не выходит. Терпеть не могу пронумерованные списки, но использую один, чтобы более наглядно показать, что должна в себя включать правильная компьютерная диагностика:
- Сбор анамнеза.
- Чтение имеющихся и сохранённых ошибок.
- Просмотр потока данных (Live Data).
- Логирование данных «в движении».
- Опрос и сопоставление.
- Тесты исполнительных механизмов.
- Использование инструментальных методов диагностики.
Много непонятного? Спокойно дойдем до каждого из пунктов.
Есть еще постдиагностические работы: адаптация, активация дополнительных функций… Но про это в одной из следующих публикаций. Пока что сосредоточимся на диагностике неисправностей и рассмотрим все этапы.
Сбор анамнеза
Хороший диагност перед началом работы обязательно спросит у владельца, что с автомобилем не так, как неисправность проявляется, при каких условиях, с какой периодичностью, что предшествовало появлению неисправности… Одним словом, будет вести себя как опытный врач, причём не из бесплатной поликлиники, а из хорошего медицинского центра.
Наш подопытный MINI абсолютно здоров, поэтому в данном случае спрашивать нечего. Впрочем, иногда диагностику есть смысл проводить в качестве превентивной меры, не дожидаясь, когда Check Engine начнёт светить постоянно или периодически подмигивать с панели приборов.
Чтение имеющихся и сохранённых ошибок
Итак, подключаем к нашему «Минику» сканер и ноутбук с программным обеспечением от BMW (о том, как связаны BMW и MINI, напоминать не будем, тут все грамотные). Разумеется, через диагностический разъём. Кстати, Мини не хочет нормально проходить диагностику на одном аккумуляторе, поэтому подключаем внешний источник питания. Но это – особенность автомобиля, исключение, а не правило. Теперь ждём установления связи с автомобилем. Смотрим на картинку на экране ноутбука.
Первым делом мы можем увидеть общую информацию об автомобиле – от текущего пробега до номера двигателя и КПП. Кстати, если покупаете автомобиль с пробегом, то зачастую диагностика поможет определить его истинный пробег, который в том числе будет виден, например, в АКПП.
Или ещё интереснее: если открыть ремонтную историю, там будет видно, при каком пробеге было осуществлено последнее вмешательство (может, кто-то скидывал ошибки, проводил адаптацию какого-то механизма или делал что-то ещё). И если там стоит пробег тысяч 100, а на одометре – всего 70, то кое-кто хочет вас обмануть. Далеко не всегда такая возможность есть на 100%, да и «скрутчики» пробегов часто бывают изобретательны и не ленивы – иногда подчищают пробеги везде, хотя это и редкость.
Но мы отвлеклись. Мы быстренько сканируем на предмет ошибок и в разделе «Накопитель ошибок» все-таки находим такие записи, говорящие об ошибках в электроусилителе рулевого управления!
Еще раз подчеркну: если на машине не горит «чек» и не проявляется каких-либо явных неисправностей, это не значит, что их нет. Электроника может работать некорректно, не оповещая об этом без подключения сканера.
Поэтому компьютерную диагностику, особенно если у вас дорогая машина со сложной электроникой, нужно проводить регулярно, чтобы многие поломки устранить превентивно, пока они не вылились во что-то серьезное.
Но вернемся к нашему MINI. Открываем запись об ошибке ЭУР и смотрим так называемый Freeze Frame (замороженный кадр) – тут описано, при каких условиях эта ошибка проявилась. В нашем случае это произошло один раз при пробеге 120 тысяч километров, при скорости 117,5 км/ч, напряжение аккумулятора составляло 16,86 В.
Данные во Freeze Frame помогают понять, отчего произошла ошибка. Не всегда, конечно, но важной может оказаться любая сопутствующая информация о скорости, пробеге, напряжении и т.п. Это все при условии, что специалист умеет думать.
Бывает ведь, что доморощенные «диагносты» просто видят, какая деталь в машине «глючит», и тут же предлагают ее поменять в сборе
«методом тыка», потому что, дескать, причину ошибки знает только Святой Дух, разгадать ее невозможно. Это все от большой жадности и недостатка профессионализма. А мы движемся дальше…
Просмотр потока данных (Live Data)
Live Data – это те данные, которые можно получить в режиме реального времени. Есть простые данные – например, обороты двигателя или температура охлаждающей жидкости.
А есть такие, которые без сканера выяснить вообще невозможно. Например, напряжение датчиков положения педали (речь идёт об электронной педали газа). Их два, смотрим показания: 2,91 В на одном и 1,37 В на втором. Теперь нажимаем на педаль и смотрим на значения: 3,59 В и 1,58 В. Собственно, это и есть Live Data – то, что происходит с механизмом в реальном времени.
Поток данных можно смотреть в том числе и на ходу. Бывает очень полезно посмотреть, как реагирует бортовая электроника машины на различные манипуляции, и что при этом показывает
Реклама Live Data.
Опрос и сопоставление
Это работа диагноста, а не оборудования. После того, как машина протестирована всеми доступными способами, снятые показания предстоит осмыслить и сопоставить. А было ли напряжение штатным? А сопротивление? А температура? Ну и так далее.
Тест исполнительных механизмов
Его проводят для проверки их работоспособности. Обычно – чтобы просто убедиться, что узел работает как положено. Заходим в раздел меню «Активация детали» (да, русификация тут несколько странная) и запускаем, например, электровентилятор системы охлаждения. Работает. Для чего это может быть полезно? А вот, скажем, перегрев мотора. Если бы вентилятор не включился принудительно, вскрылась бы причина перегрева.
Использование дополнительных измерительных приборов
Бывает, что диагностика не может показать, какой именно из элементов системы вышел из строя. Возьмём, к примеру, ту же «электронную педаль газа». Допустим, напряжение окажется нештатным. Сканер это покажет, мы в этом уже убедились. Но в чём причина падения напряжения?
Тут уже поможет только измерение сопротивления реостата омметром и визуальный осмотр дорожек на предмет выявления повреждений или истертых контактов. Или еще пример. Диагностика показывает ошибки по датчикам положения коленвала и распредвалов. Скорее всего, это говорит о смещении фаз ГРМ, то есть – о растяжении цепи. А насколько смещены фазы? С этим поможет только осциллограф. Все-таки замена цепи ГРМ – работа крайне дорогостоящая, особенно на каком-нибудь V8. Тут лучше знать наверняка.
Одним осциллографом тоже, бывает, не обойтись. Например, сюда же можно отнести и опрессовку впуска с дыммашиной, и тест производительности форсунок «с обраткой», и контроль тех же дизельных форсунок на специальном форсуночном стенде, и многое другое…
Ещё можно применить
Реклама диагностические замеры на диностенде, хотя это мало кто применяет в виду отсутствия оборудования. Ведь замер на стенде позволяет не только видеть цифры мощности и момента, но и смотреть характер кривой того и другого и параллельно снимать данные по давлению наддува, AFR, температуре выхлопных газов, распределению момента по осям и колесам и многое другое. Но это в России – экзотика.
Поэтому этот пункт отмечаем отдельно: настоящий диагност не брезгует запачкать одежду, ибо на этапе инструментальной диагностики придется открыть капот, залезть в проводку, демонтировать проблемные датчики или узлы и проверить их состояние визуально и на предмет правильности функционирования, прозвонить проводку, подключить осциллограф, мультиметр и другие необходимые приборы. Компьютерная диагностика предполагает использование не только одного сканера (а в реальной жизни сканеров должно быть больше – об этом в отдельном материале), но и других средств диагностики.
Логирование
Оно применяется в случае, который меня бы точно поставил в тупик: если ошибка имеет плавающий характер. Как раз та ситуация, когда в сервисе обычно говорят: «ну, сейчас же всё работает, вот как только опять случится – приезжайте». Действительно, такую неисправность определить бывает сложно. Но выход есть.
К диагностическому разъёму подключают специальный сканер (как правило, мини-сканер, который просто вставляется в разъем OBDII и не висит, не болтается, работает автономно, не мешает водителю. В общем, не требует никакого участия обычного пользователя – клиента автосервиса) и отправляют клиента кататься по своим нуждам.
Сканер тем временем усиленно работает, записывая лог, а в момент проявления проблемы дополнительно регистрирует саму ошибку и условия её проявления. Метод удобный, а главное – практически незаменимый при наличии сложных «плавающих» ошибок. И ещё одно его преимущество заключается в том, что специалисту не приходится в режиме реального времени сидеть и отслеживать всё, что творится в автомобиле. Иногда это просто невозможно, да если и возможно – то очень сложно. Гораздо удобнее потом просто забрать все записи и вдумчиво посидеть над логами.
А напоследок я скажу…
Всё вышесказанное – лишь вершина айсберга. Всю глыбу мы будем постепенно приподнимать, но не сразу.
Например, мы ничего не сказали о кодах, хотя тема эта очень интересная. Многие, наверное, слышали что-нибудь вроде такого: «У меня ошибка P0123. Это что значит?». Да, можно посмотреть. Это – высокий уровень выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки «А». Если коротко, то все ошибки делятся на группы. P – двигатель и трансмиссия, В – кузов, С – шасси.
Внутри тоже есть деления. Перечислять все долго и не нужно, но хотя бы для примера: P01ХХ – контроль системы смесеобразования, P03ХХ – система зажигания и система контроля пропусков воспламенения, а вот с P07ХХ до P09ХХ – трансмиссия. Вместо ХХ указываются подсистемы. Например, P0112 – низкий уровень датчика температуры всасываемого воздуха, а P0749 – ошибка электромагнитного клапана регулировки давления. Кодов – сотни, но несведущий человек ничего толкового из этой информации не вынесет.
Вообще, конечно, вопрос важный: предположим, где-то сделал диагностику, а что делать дальше? В этом случае ещё раз можно проверить квалификацию специалистов. Разобраться в истоках появления той или иной ошибки почти всегда возможно. Так что если слышите совет менять детали одну за другой, пока машина не поедет нормально, уносите ноги из такого сервиса. Их-то понять можно: менять детали, проданные с наценкой – куда проще, чем учиться на диагноста и ковыряться в мелочах, которые не принесут больших денег.
Особенно циничны в этих вопросах официальные дилеры, которых хлебом не корми, дай поменять полмашины в сборе. И если работа выполняется по гарантии, то путь так и будет. Но если вам придётся менять заслонку за свой счёт, то это может быть ой, как дорого. Хотя у дилера всё же есть преимущество – доступ к базе знаний. Так называют накопленную статистику по поломкам конкретной модели определенного года (а может, и месяца, и даты выпуска), определённой комплектации и даже цвета (если речь идёт, например, о кузове) по всем дилерам, где эти машины реализуются. Иногда использование базы знаний может существенно помочь в выяснении неисправности.
В будущих публикациях мы подробно разберемся в кодах ошибок, проведем практические замеры и даже сравним дилерский сканер с мультимарочными нескольких ценовых категорий! Оставайтесь на связи.
За помощь в подготовке материала благодарим компанию «Лаборатория Скорости» (СПб, ул. Химиков, д. 2, (812)385-50-82
Опрос Вы когда-нибудь делали компьютерную диагностику?
Ваш голос Всего голосов: практика Mini Михаил Баландин
Источник
Сканеры для диагностики автомобиля: ТОП-9 лучших моделей
Обзор и описания сканеров для диагностики автомобиля: топ-9 лучших моделей, их характеристики и особенности, плюсы и минусы, фото. Видео про выбор сканера.Обзор и описания сканеров для диагностики автомобиля: топ-9 лучших моделей, их характеристики и особенности, плюсы и минусы, фото. Видео про выбор сканера.
Современные автомобили – сложные устройства, для диагностики которых требуется наличие специального оборудования. Для оперативного поиска проблем существуют автосканеры, позволяющие быстро выявлять ошибки. Конструкция по факту представляет собой разъём, подключаемый к компьютеру автомашины.
Разновидности сканеров
Ремонт ТС – нелегкая работа, требующая значительных денежных вливаний. Опытные автолюбители способны самостоятельно выполнить ряд процедур по замене простых реле, вышедших из строя свечей зажигания, различных датчиков и иных несложных комплектующих.
С целью скорейшего выявления неисправностей специалисты разработали автосканер, помогающий оперативно выявлять ошибки в кодах, производя тестирование на наличие возможных неисправностей с возможностью обнулять все сбои работы ЭБУ.
В рабочем автосканере самое главное – это установленная программная составляющая, идущая в продажном комплекте и имеющая различный функционал. Все приборы делятся на четыре категории:
- Любительские. Эти «читалки» ошибок могут только считывать и сбрасывать показания их памяти ЭБУ.
- Полупрофессиональные. Имеют расширенный функционал, но не поддерживают часть марок автомобилей. Дают возможность быстрой диагностики авто.
- Профессиональные. Позволяют проверять и изменять режимы работы узлов, перепрошивать электронику.
- Дилерские. Имеют полный пакет функций с максимальным числом марок автомобилей в памяти.
Любительская и полупрофессиональная техника имеет цену до 50 000 рублей. Профессиональная и дилерская относится к дорогим устройствам, которые приобретать в личное пользование слишком накладно.
Наиболее качественные модели
1. Autel MaxiCheck MX808
- Цена: 36000 руб.
- Страна-производитель: Китай.
Простенькая модель создана для мгновенной диагностики простых ошибок в СТО, автомобилистами используется как прибор, позволяющий удалить ошибки из памяти. Проверка касается только основных узлов.
Возможности:
- идентификация автомашин по коду WIN;
- запуск одним нажатием, работа в рамках стандартов IMMO, TPMS;
- функция коррекции угла рулевого поворота;
- в комплекте: кейс, набор проводов, руководство пользователя;
- выбор сервисных интервалов;
- единое русифицированное сервисное меню;
- связь с сервером;
- считывание/сброс всех ошибок;
- андроидовский четырёхядерный процессор.
Внешний вид довольно солидный, цветопередача неплохая. Размеры планшета с сенсорным экраном 024×600 пикселей делают управление легким, выводя на экран всю информацию в виде графики или аналоговых данных.
Достоинства:
- ударопрочный корпус;
- бюджетная цена;
- легкость в эксплуатации;
- легкость запуска в работу.
- соответствует свой «нише», недостатков нет.
2. Launch CRP129 Premium
- Цена: 23000 руб.
- Страна-производитель: Китай.
Полупрофессиональный сканер позволяет диагностировать 40 марок машин от большинства известных мировых автопроизводителей, проверяя широкий спектр систем и узлов.
Компактный прибор с ярким цветным экраном имеет расширенный функционал. Все программное обеспечение выложено в свободном доступе в Интернете.
Возможности:
- умеет работать в режиме real time;
- возможно подключение к любому устройству через кабель или Bluetooth;
- сброс сервисных интервалов;
- обнуление угла поворота руля;
- установка периодичности обслуживания аккумуляторной батареи;
- удаление любых ошибочных кодов;
- контроль топливного испарения;
- обновление программного обеспечения по сети бесплатно;
- изменение данных по срокам замены масла;
- тестирование системы, отвечающей за отработку газов;
- проверка кислородного датчика;
- возможность вычленения и остановки кадров в момент проверки.
Достоинства:
- оптимальное соотношение стоимости и функциональных данных;
- экспресс-диагностика;
- проверка работы всех узлов и агрегатов в интерактивном режиме в процессе езды;
- подходит для небольшой гаражной мастерской.
- необходимость регулярных обновлений, приобретение платных подписок, без которых работа «хромает».
3. Scan Tool Pro 2020
- Цена: 2000 руб.
- Страна-производитель: Южная Корея.
Простая модель позволяет обслуживать автомобили в гаражных условиях. Она претерпела обновление, придя на смену популярному и дешевому автосканеру версии 2019.
Основная функция – позволяет считывать и сбрасывать возникшие ошибки от ЭБУ и различных датчиков. Возможность эксплуатации в режиме real time. Все ПО легко достается из Интернета.
Возможности:
- расширенный список автомашин – бензиновых (начиная с 1993 года выпуска) и дизельных (с 1996 г.);
- подключаемость к мобильным устройствам всех операционных систем через Bluetooth и по Wi-Fi;
- считывание Check Engine;
- определение, с какой частотой вращается коленвал;
- определение крутящего момента двигателя;
- замер загруженности двигателя;
- отслеживание температурных колебаний масла и воздуха;
- сбор информации со всех имеющихся датчиков;
- краткосрочная балансировка топливоподачи;
- изменение давления в выпускном коллекторе;
- измерение набора скорости от 0 до 100 км/ч;
- коррекция режима работы двигателя;
- выявление опережения зажигания;
- информация о местоположении дросселя;
- контроль расхода топлива и воздуха;
- контроль антифриза;
- сброс ошибок ЭБУ.
Достоинства:
- защита от коротких замыканий;
- русифицированный интерфейс;
- удобство для длительных поездок;
- не требует помощи специалистов для объяснения информации;
- расширенная гарантия до четырех лет с бесплатной заменой адаптера при ремонте;
- высокое качество сборки.
- отсутствие кабелей;
- часто встречаются подделки ввиду низкой стоимости.
4. Сканматик 2 PRO
- Цена: 21000 руб.
- Страна-производитель: Россия.
Полупрофессиональный автосканер создавался под нужды российского автопрома с возможностью использования в гараже и небольших СТО.
Возможности:
- соединение с ПК, мобильными устройствами через Bluetooth (радиус работы – 10 метров) или кабель;
- real time режим;
- комплект состоит из прибора, драйверов Windows/Android, кабеля, инструкции пользователя;
- необходимость минимального свободного места на компьютерном диске – 7 мегабайт;
- предохранения от перепадов напряжения;
- обслуживает большой спектр машин не только отечественного производства, но и всех мировых брендов автопрома.
- сброс кодов.
Достоинства:
- универсальный;
- небольшие габариты и вес;
- требования к подключаемому ПК;
- подходит для всех российских автомобилей.
- ошибки иномарок считываются не всегда.
5. BOSCH KTS
- Цена: 127000 руб.
- Страна-производитель: Германия.
Сканер позволяет с высокой точностью диагностировать, отлаживать, производить тонкую настройку и сбрасывать накопленные ошибки. Применяется в крупных автомастерских, на станциях технического обслуживания, в дилерских центрах, принимающих автомобили. Используется для работы с машинами с дизельными двигателями.
Работа ведется через подключенный ноутбук, качественное функционирование требует своевременного обновления ПО. Для корректировки информации в памяти машины необходимо обладать сведениями о времени проведения ТО со сменой масла, жидкостей, элементов тормозной системы.
Источник
Советую лучший OBD-сканер для самостоятельной диагностики машины
В закладки
Такая штука пригодится практически каждому владельцу автомобиля.
В последнее время начал замечать странную индикацию на приборной панели своей Škoda Fabia. Лампа EPC то зажигалась, то гасла без видимых на то причин.
Иногда сигнал не появлялся несколько дней, а иногда – маячил по нескольку раз в час. Один раз индикатор и вовсе включился и потух лишь после длительного простоя автомобиля.
Родное приложение myŠkoda с инструкцией и описанием возможных проблем указывало на неисправность электронной системы управления подачей топлива. Разумеется, «умная» программа сразу порекомендовала обратиться в сервис, но не в ближайший недорогой гараж, а к дорогому авторизованному дилеру.
Первым делом решил посмотреть описание проблемы в сети. У автомобилей VAG-платформы данная лампа может указывать на целый ряд проблем и неисправностей, почти как зловещий Check Engine.
Опытные мастера рассказывают, что периодическое срабатывание контрольных ламп может быть вызвано износом изоляции проводки. В какой-то гофре с проводами от постоянного трения стерлась изоляция и происходит замыкание контактов.
Как видите, представителям сервисного центра есть где разгуляться. Могут выписать замену пары дорогих модулей или вовсе забрать машину на долгосрочный ремонт с внушительным чеком.
У меня не было ни времени, ни желания искать добросовестного мастера. Как и кататься между разными СТО, сравнивая результаты диагностики.
Помог знакомый, который одолжил компактный OBD-сканер
Уже через несколько минут «умная коробочка» подсказала, что проблема именно с датчиком положения коленчатого вала.
Для проверки сбросили ошибку при помощи сканера, а через несколько дней после очередного срабатывания лампы диагноз подтвердился.
Стоимость запчасти от 400 до 1200 руб. (в зависимости от производителя). Заменить можно самостоятельно, но придется найти эстакаду или подъемник. В первом попавшемся гараже датчик заменили за 300 руб. Заняло это не более пяти минут.
Проблема разрешилась, лампа перестала загораться, а сканер больше не видит описанную ранее ошибку.
Починил поломку за 1000 руб. У официалов только диагностика будет стоить дороже, а гаражные мастера могут ободрать в меру своей наглости.
Решил заказать подобный такой полезный сканер на AliExpress.
Какие бывают сканеры OBD для авто
Независимые сканеры со своим блоком и экраном уходят в прошлое. Работать с ними не так удобно, да и переплачивать за не самый качественный монитор, года у каждого есть смартфон, планшет и компьютер, не стоит.
Сканер может быть выполнен в качестве кабеля с USB-A портом на втором конце. Считывание ошибок и работа со сканером ведутся через компьютер.
Некоторые сканеры оснащаются Wi-Fi модулем, создавая свою сеть для подключения компьютера или смартфона. Продвинутые модели работают и по Bluetooth.
Большинство представленных на рынке сканеров ошибок работают на модуле ELM 327 разных ревизий.
Подключаются сканеры к универсальному OBD2 разъему (On-board diagnostics), который начали устанавливать на автомобили с 1996 года.
OBD2 разъем может присутствовать на авто начиная с 1996-2002 года выпуска. Практически все легковые автомобили, выпущенные после 2002 года, имеют этот сервисный разъем.
Какой сканер OBD выбрать
Проводной гаджет – это пережиток прошлого. Каждый раз тянуть ноутбук в машину для диагностики никто не будет. Работать с таким сканером во время движения проблематично, да и стоит всего на 20-25% дешевле беспроводных моделей.
Устройства с Wi-Fi не рекомендуют многие пользователи подобных штук. Сеть чаще всего создается открытая без шифрования, любой сосед может без проблем подключиться к сканеру. На загрузку и развертывание сети уходит до минуты после запуска сканера, повторное подключение к смартфону или компьютеру часто не происходит в автоматическом режиме.
Лучше всего использовать Bluettoth-модели. Обратите внимание, что модули второй и третьей версии работают только с Android-смартфонами, обладателям iPhone следует искать только версии с Bluetooth 4.
Как работает OBD сканер автомобиля
Для работы сканера можно использовать приложение производителя либо выбрать стороннее. Стандартное приложение не понравилось необходимостью регистрации по номеру телефона, нестабильной работой, отсутствием русского языка и ограниченными возможностями.
Нашел довольно интересную программу Car Scanner ELM OBD2. Утилита бесплатная, а при помощи встроенной покупки можно отключить рекламу, разблокировать пару незначительных опций и отблагодарить разработчика.
Как настроить работу по смартфону: подключаем сканер к OBD2 разъему автомобиля, включаем зажигание, запускаем приложение сканера на iPhone и подключаемся к нему.
Можно просто повернуть ключ в первое положение для подачи питания на электроприборы. Однако, в таком случае часть возможностей сканера, которые связаны с работой механизмов и агрегатов, будет недоступна.
Теперь можно работать со сканером через приложение. После разрыва связи (если заглушить авто или выйти за пределы действия bluetooth) переподключение будет происходить автоматически.
Сканер будет действовать аналогично Bluetooth-модулю в аудиосистеме автомобиля. В некоторых сценариях можно не отключать сканер, эксплуатируя машину вместе с ним.
Сканер не только способен работать с ошибками центрального компьютера. Он умеет добираться до самых дальних узлов и агрегатов, считывать их показатели, замечать отклонения от нормы.
Вот пять основных возможностей таких сканеров:
Отображение графиков и приборной панели
В таком режиме экран смартфона может превращаться в дополнительную панель приборов, которая гибко настраивается под потребности водителя. Связь по Bluetooth достаточно быстрая, все изменения отображаются в программе через долю секунды.
Панель может содержать данные об оборотах двигателя, скорости, потреблении топлива, средней скорости, продолжительности поездки и т.п. Если изначально автомобиль не оборудован дисплеем с дополнительными данными или какая-то информация там отсутствует, сканер поможет это исправить.
Из необычных показателей, которые не отображают большинство штатных систем, есть:
- данные о количестве и температуре охлаждающей жидкости;
- температура и работоспособность всех датчиков в автомобиле;
- положение тумблеров, заслонок и электрических переключателей;
- моментальная мощность и крутящий момент;
- расширенные данные о батарее (для гибридных или электро-автомобилей);
- все сервисные коды, системные данные и показатели.
Меняющиеся показатели удобно отслеживать в виде графиков.
Мониторинг работы двигателя
Сканер умеет строить общую картину работоспособности двигателя, исходя из показания системных датчиков.
Так на основании нескольких десятков показателей приложение может предсказать возникновение тех или иных ошибок.
Замер скорости разгона и расхода топлива
Здесь все предельно просто: засекаем время и, не отвлекаясь на секундомер, быстро разгоняем авто до нужной скорости.
Система сама подскажет время разгона до 40, 60, 80, 100 и 120 км/ч.
Введя стоимость топлива получится наглядно видеть расход как в литрах, так и в денежном эквиваленте.
Запись данных поездки
Если неисправности или ошибки встречаются только во время движения, будет полезно записать подробный журнал изменения показателей в пути, а потом проанализировать работу машины.
Даже если вам эти данные ни о чем не скажут, специалист из сервиса уже сможет сделать определенные выводы с их помощью.
Чтение и сброс системных ошибок
Самая полезная для нас функция, ради которой многие приобретают подобные сканеры.
Простое или углубленное тестирование занимает всего несколько минут, после чего на экране появляются все найденные ошибки и служебные сообщения.
Приложение Car Scanner ELM OBD2 уже содержит большую базу кодов ошибок для разных марок и моделей авто.
При желании можно найти описание ошибки по коду в сети.
После тестирования можно сразу же увидеть причину неисправности машины либо сбросить ошибку, подождав её повторения при дальнейшей эксплуатации.
Брать или нет OBD2-сканер для диагностики авто?
Сканер поможет самостоятельно диагностировать проблему и попробовать решит её своими силами. Подскажет причину возникновения поломки, чтобы перепроверить мастеров из сервиса.
Ещё избавит от необходимости посещать сервисные центры, чтобы «погасить лампу». Может заменить автомобильный компьютер для диагностики показателей, всевозможных замеров или вывода полезной информации.
Купить : OBD2 сканер для iPhone (Bluetooth 4) от 899 руб. и сканер для Android от 609 руб.
В закладки
Источник
Оборудование для диагностики — программы и приборы для проверки основных систем автомобиля
В этой статье представлены самые лучшие автоматические диагностические инструменты, существующие сегодня на рынке. Довольно сложно выбрать правильный инструмент для вашего автомобиля, учитывая, что на рынке так много разнообразных моделей и систем управления.
Диагностические инструменты в этом списке сконструированы для работы со всеми автомобилями, имеющими разъем OBD2. Это значит, то это оборудование точно подойдёт для всех автомобилей с 2001 года. Так же они точно подойдут для дизельных автомобилей, с 2004 года выпуска.
Есть некоторые исключения, так что если вы чувствуете, что эти инструменты могут не подойти к Вашему автомобилю, просто свяжитесь с менеджерами или специалистами-диагностами для уточнения.
Autel MaxiDiag Elite MD802
Устройство по сути способно «увидеть» любое современное авто (от 1998 до настоящего момента) и способно подключиться ко всем главным блокам в частности, таким как ABS, воздушной подушки SRS, двигателю, КПП, климат контролю, усилителю руля, парктронику, подвеске, маслосистеме, блоку сажевого фильтра, регистрации и сбросу стояночного тормоза и многим иным.
Более новая версия (+DC) также имеет функцию для сброса сервисных проверок и видит Data Stream по заводским протоколам, а это означает возможность доступа к функциям адаптации, конфигурированию и прочим. Это одно из самых недорогих и при этом многофункциональных устройств на рынке.
- Процессор ARM Thumb (400 МГц);
- Память 32MB, 166 MHz;
- Дисплей 4,0 дюйма LCD с разрешением 800×480;
- Подключение Mini USB: 2.0 Micro SD-карта (16 ГБ);
- Потребляемая мощность 1,7 Вт.;
- Рабочая температура от -10°C до 60°C;
- Температура хранения от -20°C до 70°C;
- Работая влажность от 5% до 95%;
- Вес 313 г.
Launch CRP123
Launch CRP123 – выглядит как игровая консоль и многие эксперты именно из-за внешнего вида изначально недооценили весь потенциал и функционал этого устройства.
На самом деле CRP123 это мини сканер нового поколения, способный переустановить модули, такие как воздушная подушка SRS, ABS, двигатель, КПП и иные. Очень популярен среди полупрофессиональных механиков и энтузиастов из небольших мастерских и гаражей.
Professional Launch CRP123 — это новое поколение продукта для профессиональных и индивидуальных потребителей. Основным преимуществом логического развития удачного прибора Launch CRP123, получившей приставку «профессиональный» является то, что он не только включает диагностику стандартных протоколов OBD2/OBD/EOBD, но также покрывает профессиональное диагностическое программное обеспечение для множественных моделей которые и может выполнить всесторонний диагноз 4 главных ECU (ENGINE\ABS\SRS\AT) авто.
- Экран TFT LCD дисплей с разрешением 320 на 480 (3,5 дюйма);
- Входное напряжение: 9-18V;
- Устройство связи: стандартный 16 PIN OBD2 диагностический интерфейс;
- Рабочая температура: от 0 до 50 ° C;
- Температура хранения:от -20 до 70 ° C;
- Вес: < 350 г.
- Резиновые кнопки управления.
Autel MD701 MD702 MD703 и MD704
Этот ряд приборов от Autel идентичен Autel MD802 (см. п. 1) но разделен на 4 различных набора в зависимости от вашего авто. Они разделены следующим образом:
- MD 701 Японские/Азиатские авто;
- MD702 Европейские автомобили;
- MD703 Американские автомобили;
- MD702 Французские и итальянские авто.
Более низкая стоимость для более узкого сегмента авто делает эти модели пригодными для специализированных мастерских и автовладельцев, которые понимают, как настраивается и конфигурируется авто. Особенно это относится к автолюбителям занимающимся тюнингом.
Autel GS500
Autel GS500 по праву является одним из самых продаваемых устройств диагностики в мире. Столь высокая популярность прибора обуславливается тем, что его очень легко использовать и настраивать под конкретную модель.
Прибор также может похвастаться встроенным архивом диагностических кодов, поэтому, как только вы получите диагностический код вы можете узнать немедленно, в чем заключается причина возникновения ошибки. Подходит прибор для бензиновых автомобилей 2001 года и новее и дизельных автомобилей 2004 года и новее.
Elmscan 5
Elmscan 5 идеально подходит для автомехаников, особенно, если вы предпочитаете иметь основанную на ноутбуке или планшетнике «машину» для диагностики. Устройство убирает сигналы двигателя на приборных панелях и показывает коды ошибок. Также показывает большую диаграмму и данные в реальном масштабе времени которая может быть очень удобной, особенно при точной настройке двигателя.
Это на сегодня самый совершенный инструмент диагностики начального уровня, конструированный для начинающих механиков. Несмотря на свой скромный ценник, он содержит некоторые функции более дорогих инструментов диагностики.
Elmscan 5 быстро и точно диагностирует проблемы двигателя и показывает рабочие параметры для всех авто с шиной OBD-II (за исключением гибридов или электротранспортов). Есть возможность использовать программное обеспечение на любых лэптопах Windows, ноутбуках, или ПК. Это значит, что Вы можете иметь изощренную и простую в использовании диагностическую систему.
Диагностический набор Smartphone Iobd2
IOBD2 сочетает мобильные технологии и диагностический разъем для авто. Устройство способно считать коды вашего авто беспроводным методом. Комплект подключается в 16-контактный диагностический порт в обычном порядке, и вы можете прочитать и сбросить коды, не слезая с дивана.
Также включает в себя тест 1/4, если у вас новый автомобиль или просто хотите узнать, результаты, которые могут быть опубликованы на сайтах социальных сетей, таких как Facebook и Twitter.
Диагностический сканер iCarsoft i810
ICarsoft i810 один из наиболее новых наборов на рынке и медленно, но уверенно пробирается вверх по списку лучших устройств для диагностики. Профессиональный универсальный минисканер i820 мгновенно считывает код, соединяясь с вашим диагностическим портом. Устройство для считывания кода очень просто в использовании, и вам не нужно иметь никакого опыта их использования.
Это также позволит вам просматривать и записывать данные о своём автомобиле, чтобы найти потенциальные неисправности. Просто подключите i820, выберите функцию записи и начните диагностику. Затем вы можете просмотреть данные в удобное для вас время.
Устройство не только передаст вам код недостатка, но он передаст вам описание ошибки, например: P0303 — цилиндр 3 -> пропуски зажигания -> катушка зажигания. Подходит для бензиновых автомобилей с 2001 г.в. и дизельных автомобилей с 2004 г.в.
Диагностический блок Autel MS509
Ещё один отличный инструмент от Autel немного старше, чем Autel GS500 (п.4), но все еще имеет большую функциональность и способен прочитать с лёгкостью любые коды. Очень прост в использовании и способен похвастаться библиотекой диагностических кодов.
Это проверенный временем и сотнями механиков прибор, позволяющий проверить полноценно большинство авто с 1996 года выпуска. Каждая ошибка расшифровывается в зависимости от каждой конкретной модели и марки авто. Достаточно быстрое и функциональное устройство для диагностики.
Диагностический сканер U381
U381 это ещё немного более старый инструмент, чем Autel MS509, но все же ему удаётся удерживать его в ТОП-10 устройств диагностики. Оно все ещё имеет солидную функциональность и легко читает коды. Очень прост в использовании и навигации по меню.
Autel MS300 OBD2
Autel MS300 инструмент диагностики начального уровня. Он способен читать и сбрасывать коды неисправностей двигателя. Autel MS300 в большей степени сканер диагностических кодов начального уровня. Устройство поддерживает все протоколы OBD2, включая заново выпущенный протокол (CAN).
Хотя он мал, он способен восстановить такую же информацию как большие дорогие сканеры! Работает с автомобилями с 1996 г.в. и более новыми, которые поддерживают OBD II (включая протоколы CAN, VPW, PWM, ISO и KWP 200). Способен прочитать и сбросить коды (DTC) и обладает целым рядом крайне полезных для диагностики функциями.
Источник
7 лучших автосканеров
От любительских считывателей ошибок до профессионального инструмента: выбираем лучший сканер для диагностики автомобилей.
С некорректным поведением автомобиля, наверно, доводилось сталкиваться любому автовладельцу. Даже если контрольные лампы неисправностей на приборной панели не горят, машина может испортить жизнь владельцу плохим запуском, плавающими оборотами холостого хода или перерасходом топлива. Но если раньше хозяин, упомянув чью-то мать, привычно лез под капот регулировать карбюратор, то на современных автомобилях все несколько сложнее. Для обнаружения неисправностей требуется хороший диагностический сканер.
Самым главным в любом сканере является поставляемое с ним программное обеспечение, определяющее его функционал. По этому признаку можно разделить все приборы на рынке на три категории: дешевые «читалки», позволяющие считать и сбросить ошибки в памяти ЭБУ, мультимарочные сканеры, предназначенные для работы с большинством автомобилей (но, как правило, с одними – лучше, с другими – хуже) и мономарочные (дилерские) сканеры, имеющие полный набор необходимых функций для работы с конкретной маркой автомобилей. О лучших сканерах для диагностики автомобилей — подробнее в нашем рейтинге.
Категория | Место | Наименование | Рейтинг | Цена |
---|---|---|---|---|
Лучшие недорогие любительские автосканеры | 1 | ELM327 | 8.0 / 10 | 1 200 |
Лучшие профессиональные мультимарочные диагностические сканеры | 1 | Autel MaxiSYS 908S Pro | 9.8 / 10 | 212 700 |
2 | Delphi DS 150 CARS | 9.4 / 10 | 236 900 | |
3 | FCAR F7S-G | 9.3 / 10 | 192 700 | |
4 | Сканматик 2 | 9.2 / 10 | 17 300 | |
5 | Autocom CDP Pro | 9.0 / 10 | 10 000 | |
6 | Launch X431 Pro | 8.0 / 10 | 63 000 |
Лучшие недорогие любительские автосканеры
ELM327
Строго говоря, название ELM327, используемое многочисленными китайскими производителями для своих дешевых диагностических приборов, является неправомерным – это обозначение принадлежит конкретной американской компании, впервые разработавшей интерфейс для преобразования различных автомобильных протоколов связи в набор стандартных команд последовательного порта, распространенные на рынке устройства – это его нелицензионные копии.
В зависимости от аппаратной реализации китайский интерфейс может иметь как USB-подключение (в системе такой прибор распознается как виртуальный COM-порт), так и беспроводной интерфейс Bluetooth. В последнее время стали распространены устройства с WiFi-модулем, но, несмотря на активную рекламу, обещающую высокую скорость передачи данных, в реальности они менее функциональны6 большинство программ рассчитаны именно на виртуальные COM-порты, реализуемые через USB или Bluetooth.
Популярность китайским клонам автосканера ELM327 обеспечивает не только низкая цена, но и распространенность бесплатных, дешевых или взломанных программ для различных платформ: владельцы смартфонов обычно используют Torque, для владельцев отечественных автомобилей есть регулярно обновляемая программа OpenDiag (один из немногих случаев, когда ELM327 действительно можно использовать для серьезной диагностики).
- Наиболее доступная цена из всех диагностических приборов.
- Наличие программ под Windows, Android и iOS.
- Большинство моделей компактны и имеют беспроводное подключение.
- Эффективность работы сканера зависит от использованного для связи с ELM327 программного обеспечения, подавляющее большинство которого – программы любительского уровня.
- Не может использоваться для адаптаций, перекодирования блоков управления, «видит» минимум устройств (обычно только контроллер впрыска).
Лучшие профессиональные мультимарочные диагностические сканеры
Autel MaxiSYS 908S Pro
Зато в распоряжении диагноста и полноценные возможности кодирования ЭБУ, причем и требующих работы в онлайне (доступ к онлайн-кодированию дается бесплатно на два года после покупки сканера у дилера, как и к базе обновлений ПО), и возможность работы с системами ADAS, и поддержка MaxiFlash (J2534). Предусмотрена возможность работы с дополнительными модулями осциллографа (без чего сканер трудно назвать профессиональным) и видеоэндоскопа (тоже полезная вещь, как ни крути). Особо отметим то, что производитель не брезгует совместной работой с российским сообществом автодиагностов, адекватно обрабатывая их замечания (в частности, по русификации). В результате мы получаем за вменяемые деньги весьма достойный прибор уровня не «ара-сервисов», а приличных техцентров.
- Удобная и качественно русифицированная оболочка
- Встроенный в планшет SSD на 64 ГБ
- Поддержка подключения осциллографа и эндоскопа
- Два года бесплатных обновлений и доступа к онлайн-кодированию блоков управления
- Аккумулятор расходуется планшетом достаточно быстро
Delphi DS 150 CARS
Естественно, сканер не является узкоспециализированным – его программная оболочка также поддерживает работу с блоками Siemens/VDO, Bosch, Denso. То есть покрытие европейского и азиатского рынка у сканера хорошее – около 80 процентов, всего в актуальной базе 61 марка автомобилей. Но это все-таки меньше, чем у многих конкурирующих автомобильных сканеров, так что «перекос» в сторону работы именно с контроллерами Delphi все еще ощутим.
Китайские клоны у этого адаптера, естественно, есть, как и у Autocom CDP Pro. Однако, если говорить о клонах (да давайте будем честными – о подделках), то китайский «типа Delphi» не имеет по сути никаких преимуществ, поскольку доступ к онлайн-документации у него, конечно же, отсутствует. В то же время оригинальный сканер для диагностики автомобилей, пускай и стоит недешево, станет лучшим инструментом в руках диагноста, к тому же и удобным: интерфейс оболочки интуитивно понятен, качественно переведен на русский. Собственно, как и у «автокомовской» — программисты-то работали одни и те же.
- Полноценные диагностические возможности с хорошим покрытием
- Онлайн-доступ к богатой сервисной базе
- Без доступа в Интернет работать сложнее
FCAR F7S-G
Китайский мультимарочный сканер сделан по традиционной для этого сегмента рынка схеме – беспроводной адаптер плюс китайский же планшет неизвестного происхождения в ударозащитном кожухе. «Начинка» у этого планшета (вновь традиционно) довольно-таки тупа: двухъядерный процессор Freescale (1,2 ГГц), 2 Гб оперативной памяти. Оболочка в нем «ворочается» с трудом, но хотя бы пользоваться ей на 10,1-дюймовом экране достаточно удобно.
Однако же, есть у автосканера и свои плюсы. В первую очередь – вполне уверенная работа именно с китайским транспортом, чем тот же Launch похвастаться может не всегда. Автор в свое время высказал много хорошего в адрес разработчиков X431 Pro, которые вроде как и добавили в базу многие китайские марки (причем даже в России вовсе не известные), но при этом сканер в упор отказывался видеть элементарнейшие Brilliance и «Лифаны». Кроме того, после покупки сканера бесплатные обновления ПО предлагаются не на год, как обычно, а на два года.
В отличие от предыдущих поколений сканеров FCAR (работавших, кстати, на Windows CE, а не на Android 4.2), программная оболочка сканера получила наконец-то автоидентификацию систем автомобиля. Кроме того, в отличие от «лаунчевского» софта, есть и оффлайновая база сервисной документации – конечно, ей далеко до дилерских по конкретной марке или предоставляемой ведущими производителями мультимарочных сканеров, но и это уже что-то!
Поддержка российских, европейских, японских и далее по списку автомобилей у сканера достаточно приличная, оболочка у ПО сделана довольно-таки неплохо. Полезная ее особенность – автоматическая фиксация «стоп-кадра» в момент регистрации ошибки, которая заменяет доступ к контексту ошибок, предлагаемый дилерскими сканерами, а для систем, не рассчитанных на сохранение контекста вообще, такие «стоп-кадры» тем более очень даже полезны.
- Большой набор интерфейсных адаптеров под легковой и грузовой транспорт
- Неплохая программная оболочка
- Два года бесплатных обновлений
- За такие деньги планшет мог бы быть и поприличнее
- Цена на уровне тех же Autel – а уровни все же у них разные
Сканматик 2
Российский прибор, подключаемый к компьютеру через Bluetooth или USB. Разрабатывался в первую очередь для работы с автомобилями отечественного производства, и с этой целью успешно используется многими профессиональными диагностами. Но и с большинством популярных иномарок он также может вполне корректно работать: в комплект программного обеспечения входят модули для работы с Kia, Mitsubishi, Chevrolet и так далее.
Программная оболочка Сканматик весьма функциональна – она может в реальном времени строить несколько графиков текущих данных, управлять CO-коррекцией на прошивках ВАЗ с отключенным лямбда-зондом, строить и отправлять на печать диагностические отчеты. Возможно использование прибора не только с ноутбуком, но и подключение его к планшету на Android или смартфону под управлением Windows Mobile с сохранением всего набора доступных в программной оболочке функций.
- Корректная работа со всеми поддерживаемыми марками.
- Возможность беспроводного подключения.
- Доступная цена при наличии поддержки производителя и высоком качестве.
- Малый список поддерживаемых марок автомобилей.
- Нет поддержки более актуальных на данный момент, чем Windows Mobile, платформ iOS и Windows Phone.
Autocom CDP Pro
Шведская компания Autocom выпускает два семейства диагностических сканеров: Pro Cars для легковых автомобилей и Pro Trucks – для грузовых. Распространенные же в России китайские клоны чаще всего идут в любимом китайцами форм-факторе «2 в 1» — с двумя наборами переходников и обоими взломанными дистрибутивами программ.
В нашем рейтинге речь идет о нелицензионных копиях Autocom CDP Pro. Китайские клоны Autocom – это одни из самых дешевых продающихся мультимарочных сканеров, и при этом они весьма функциональны. Конечно, удобство программы – это заслуга шведских программистов, разработавших ее, а не взломавших ее китайцев. Как правило, взломанный клон работает без особого проигрыша в функциональности по сравнению с оригиналом, основная проблема – это обновления, без установки которых реальная диагностическая практика малоэффективна. Так как программа привязывается к серийному номеру прибора, владельцам китайских клонов приходится ждать, когда в Поднебесной взломают очередное обновление, подходящее к их прибору.
- Крайне доступная цена.
- Удобная в работе программная оболочка: помимо богатого набора диагностических и сервисных функций, здесь предусмотрена база данных с местами расположения и типами диагностических разъемов на автомобилях, для старых автомобилей, где подключение сканера не предусмотрена, описана диагностика считыванием блинк-кодов.
- Нестабильное качество прибора: многие владельцы отмечали частые поломки.
- Проблема с обновлениями.
Launch X431 Pro
Благодаря достаточно низкой цене этот прибор стал достаточно распространен в небольших автосервисах, но от диагностов получил весьма специфические отзывы. Фактически X431 Pro – это обычный китайский планшет на Android, заключенный в ударозащитный внешний корпус с отсеком для небольшого беспроводного модуля, подключаемого к OBD- разъему автомобиля напрямую, к специфичным для каждой марки разъемам – через идущие в комплекте переходники.
Отсюда проистекают и все проблемы прибора: батарея откровенно дешевого планшета во время диагностики разряжается буквально на глазах, из-за чего главное достоинство X431 Pro – мобильность – ограничивается постоянным подключением к адаптеру зарядки. Китайский производитель регулярно выпускает обновления, но, вместо того, чтобы довести «до ума» программы для распространенных моделей, выпускает обновления для Bugatti и Maserati, для диагностики которых данный прибор вряд ли кто использует. При этом обновления быстро заполняют встроенную память планшета, и ее приходится чистить вручную из-под рута, удаляя заодно абсолютно бесполезные на диагностическом сканере стандартные программы Android. Окончательный штрих к специфике мышления китайских конструкторов – это то, что в планшете не только есть телескопическая антенна для приема радио, но и во внешнем корпусе для нее проделан паз (!). Зачем это нужно диагностическому прибору – понять трудно.
- Один из самых доступных мультимарочных сканеров.
- Беспроводная связь с адаптером – возможность выходить со сканером из салона.
- Программы для многих автомобилей русифицированы через электронный переводчик.
- Нет стандартного интерфейса: программы для разных марок выглядят по-разному, имеют разный функционал.
- С рядом автомобилей работает некорректно вплоть до очевидных ляпов (отрицательный расход воздуха, температура двигателя в несколько сот градусов и так далее). Смешнее всего то, что это происходит и при работе с китайскими автомобилями.
Любой электронный блок автомобиля подключен к диагностической шине – цифровой линии, позволяющей бортовой электронике взаимодействовать с диагностическим оборудованием. Здесь кроется первая проблема: хотя теоретически существует единый стандарт OBD-II, стандартизирующий метод связи с ЭБУ и тип разъема, распространяется он только на системы впрыска. «Достучаться» до блоков ABS, SRS и так далее через протокол OBD- II нельзя.Но и в системах впрыска зачастую применяются специфичные для конкретной фирмы коды ошибок и кодировка данных состояния: при диагностике абсолютно исправного автомобиля не подходящей для его ЭБУ программой можно увидеть данные, несовместимые с реальностью.
Какие задачи выполняет диагностический сканер? Их гораздо больше, чем принято думать.
- Считывание текущих и сохраненных данных. Наиболее примитивные устройства способны считывать только сохраненные и текущие ошибки, но в целях диагностики такие вещи практически бесполезны: без возможности корректно считать текущие данные (расход воздуха, степень открытия дросселя, напряжения лямбда-зондов) прибор является скорее игрушкой, чем реальным инструментом.
- Испытание исполнительных механизмов. В зависимости от степени интеграции бортовой электроники можно проверять исправность множества электромеханических узлов: от включения бензонасоса до испытания дворников (если мотором управляет контроллер, естественно).
- Адаптация датчиков и исполнительных механизмов. Ряд сложных узлов требуют принудительного согласования с ЭБУ: установка нулевого положения сервопривода дроссельной заслонки, задание дебета пьезофорсунок на дизелях Common Rail и так далее.
- Изменение конфигурации. Большинство блоков являются универсальными для всего семейства автомобилей, и в них задается конфигурация, соответствующая конкретной комплектации (например, в контроллер подушек безопасности прописано число и расположение подушек). Простейшие примеры реконфигурации – изменение языка приборной панели, активация бортового компьютера, отключение неисправных подушек безопасности.
В рейтинге лучших мы постарались учесть как доступные простые автосканеры, обычно покупаемые автовладельцами для собственного использования, так и профессиональное оборудование. Единственное исключение – это дилерские сканеры, предназначенные для конкретных марок автомобилей: цена таких комплексов составляет несколько сотен тысяч рублей, а в широкой продаже дилерского оборудования нет – можно найти только дешевые китайские клоны.
Самое же главное в диагностике автомобиля – не «навороченность» прибора, а профессионализм человека, его использующего. Поэтому, покупая диагностический сканер в личное пользование, стоит задуматься – не станет ли это лишней тратой денег, и не лучше ли обратиться к настоящему диагносту?
Источник