Безопасность труда на компьютеризированных рабочих местах. — Реферат
Компьютеризацию сегодня принято считать панацеей – только компьютер может повысить эффективность образования и промышленности, банковского дела и торговли, объединить через Интернет весь мир! И, очевидно, эта «пандемия» неостановима. Как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы. И одна из наиболее важных – экологическая. Много слов в печати и в других СМИ сказано о вредном влиянии компьютера на здоровье пользователей. Некоторые бойкие авторы даже грозят вымиранием человечеству, сидящему за дисплеями.
Страшно это или нет? Если страшно, то почему, и как совместить эту данность с безопасностью пользователей? Необходимо объективно оценивать эти проблемы, ибо для борьбы с любой опасностью прежде всего надо знать, что она собой представляет! У экологической проблемы компьютеризации две составляющие. Первая определяется физиологическими особенностями работы человека за компьютером. Вторая – техническими параметрами средств компьютеризации. Эти составляющие – «человеческая» и «техническая» – тесно переплетены и взаимозависимы. Исследования подобных проблем – предмет эргономики, науки о взаимодействии человека, основной целью которой является создание совершенной и безопасной техники, максимально ориентированной на человека, организация рабочего места, профилактика труда. Эргономика изучает трудовую деятельность в комплексе, в ней объединяются научные дисциплины, развивавшиеся прежде независимо друг от друга. Поэтому задачу этого реферата можно сформулировать так – анализ эргономической безопасности компьютера и методы ее обеспечения.
1 Вред, наносимый организму человека при работе за компьютером
То, что работа за компьютером вовсе не безопасна, раньше других почувствовали в самой компьютеризированной стране мира — Соединенных Штатах Америки. Эпидемия «белых воротничков» охватила США, нанося вред здоровью многих людей. По данным Министерства труда, одни только так называемые «повторяющиеся травмирующие воздействия при работе с компьютером» (ПТВРК) обходятся корпоративной Америке в 100 млрд. долларов ежегодно. Компенсации, выплаченные служащим, достигают астрономических размеров, а некоторым пострадавшим от работы за компьютером приходится расплачиваться жестокими болями в течение всей жизни. Но какие причины, ведут к столь серьезным проблемам, связанным с постоянным использованием компьютера?
Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление у пользователей дисплеев, получившее общее название «компьютерный зрительный синдром» (CVS-Computer Vision Syndrome). Причин его возникновения несколько. И прежде всего – сформировавшаяся за миллионы лет эволюции зрительная система человека, которая приспособлена для восприятия объектов в отраженном свете (картин природы, рисунков, печатных текстов и т. п.), а не для работы с дисплеем. Изображение на дисплее принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения – оно светится; состоит из дискретных точек; оно мерцает, т. е. эти точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; цветное компьютерное изображение не соответствует естественным цветам (спектры излучения люминофоров отличаются от спектров поглощения зрительных пигментов в колбочках сетчатки глаза, которые ответственны за наше цветовое зрение). Но не только особенности изображения на экране вызывают зрительное утомление. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные.
Компьютерная техника развивается сегодня особенно стремительно, с необычайной быстротой появляются, и также быстро устаревают и отмирают различные технические решения и стандарты. По прогнозам различных экономико-социологических организаций компьютерная техника и телекоммуникации будут оставаться одной из наиболее развивающихся отраслей мировой индустрии еще по крайней мере в течение 10 — 15 лет. Так что уменьшения числа людей, работающих за компьютерами ждать не приходиться. Наоборот, повальная компьютеризация, уже давно охватившая бизнес-сектор, сегодня все больше захватывает массового потребителя. В подобной гонке, где нет ничего постоянного, сложно давать рекомендации, принимать какие-либо долговечные решения, а тем паче устанавливать стандарты. А потому, пока компьютерный бум не пойдет на убыль, перед эргономикой и эргономистами будут вставать все новые задачи, касающиеся организации безопасных и комфортных условий для людей работающих с компьютерами.
1. Белов, С.В. Безопрсность жизнедеятельности; 6 изд., испр.и доп. М.:Высш. Шк., 2006.- 606 с.
2. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности; 5-е изд., исп. и доп.- М.: высш. Шк., 2006.- 424 с.
3. Глебова, Е.В. Производственная санитария и гигиена труда.- М.:Высш. Шк., 2005.- 383 с.
Источник
Техника безопасности при работе с компьютером
Вероятность негативных последствий от использования персонального компьютера такая же, как и при эксплуатации другой бытовой техники. Ведь общеизвестно, что важно соблюдать меры безопасности с микроволновой печью, утюгом или электрочайником.
Пренебрежение элементарными рекомендациями имеет серьезные последствия для их владельцев. Компьютер – это такой же потенциальный источник угроз для здоровья, имущества и даже жизни пользователя.
Непрямой вред, который незаметен сразу, это ущерб здоровью:
Опасность ПК как электроприбора заключается в возникновении сбоев в электрическом питании и воспламенении всей системы.
Общие правила безопасности
Техника безопасности при работе с компьютером на предприятии предусматривает наличие общедоступной инструкции, в которой указаны обязательные требования к обустройству рабочего места и процессу использования техники. Эти правила едины для всех организаций, их выполнение контролируется руководящими органами.
Основные правила организации пространства вокруг рабочего места:
Требования безопасности
Для работников офиса должен быть проведен устный базовый инструктаж, в дальнейшем его печатный текст должен предоставляться для подробного изучения. Организация в обязательном порядке размещает информационный лист на видном месте.
Инструктаж охватывает полный цикл контакта человека с компьютером. Он начинается с установки оборудования сервисной службой и заканчивается утилизацией непригодного устройства.
Перед началом работы
Даже если речь идет о рабочем месте, которое используется каждый день и регулярно проверяется специалистами (как, например, в офисе или учебном заведении), нельзя терять бдительность.
Перед тем, как включить компьютер, необходимо уделить пару минут следующим действиям:
При выполнении работы
Поскольку персональный компьютер обладает всеми свойствами электрического прибора, то на него распространяются основные правила безопасности при взаимодействии с проводниками тока:
Как было сказано выше, неправильная работа с персональным компьютером таит в себе множество угроз для здоровья человека.
Что бы минимизировать это влияние даже при длительном нахождении за монитором, стоит навсегда запомнить следующие постулаты:
В аварийных ситуациях
Своевременная бдительность поможет избежать опасных ситуаций для жизни и сохранить целостность техники.
Действия в аварийных ситуациях:
По окончании работы
Перед завершением нужно правильно закрыть все программы и окна. Нельзя оставлять активные носители информации (диски и флэшки). Стоит отметить, что порядок выключения составляющих частей ПК отличается от порядка их включения ровно наоборот. Запуск компьютера происходит по цепочке: общее питание – периферия – системный блок. Выключение, соответственно, начинается с системного блока.
Вытягивать штепсельную вилку необходимо крепко держась за её корпус. Нельзя совершать резких рывков и тем более тянуть за провод.
После завершения работы, желательно устранять лишнее статическое напряжение с поверхности электроприборов и проводить влажную уборку рабочего места.
Видео: Как правильно сидеть за компьютером
Правила размещения монитора
Если подобная защита отсутствует, то минимальное расстояние от ближайшего экрана – не менее двух метров.
Требования к рабочему месту
Минимальная площадь рабочего места для одного человека – 6 м2. Свет должен исходить от искусственных и естественных источников. Лампы не отсвечиваются от экрана, а избыток солнечных лучей необходимо сдерживать тканевыми шторами. Нежелательно освещать помещение исключительно с помощью потолочного верхнего света.
Недопустимо размещать компьютерные провода рядом с отопительной системой, их изоляция должна быть целостной. Системный блок не должен стоять в нише стола или другом замкнутом пространстве, где нарушена нормальная вентиляция
Для исключения всевозможных рисков, нужно ответственно относиться ко всем этапам использования компьютера. Пользователь может и должен контролировать весь цикл взаимодействия с техникой. Процесс соблюдения всех этих несложных правил должен быть непрерывным и комплексным.
Источник
Техника безопасности при работе за компьютером
Вторая половина 20-го века – время глобальной компьютеризации человеческого общества. Получение, хранение, обработка и передача информации происходит в сотни и тысячи раз быстрее, чем это сделал бы человек с помощью обычных средств связи.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Документ Microsoft Word (13).doc
Калужский государственный университет имени Циолковского .
по технике безопасности при работе за компьютером и в компьютерном классе.
студент гр. БХ-17
Вторая половина 20-го века – время глобальной компьютеризации человеческого общества. Получение, хранение, обработка и передача информации происходит в сотни и тысячи раз быстрее, чем это сделал бы человек с помощью обычных средств связи.
За свое, относительно не долгое существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека, он уже не заменим на работе, помогает детям в учёбе, и, конечно же, является одним из самых любимых развлечений для них. С появлением Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. в общем, некоторым людям уже трудно представить жизнь без компьютера. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.
Дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернет стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте, аське и т.д. Таким образом, компьютер стал двуликим Янусом; с одной стороны привязал человека к себе, с другой — стал источником множества заболеваний, связанных и с позвоночником, с органами дыхания, зрением и многими другими расстройствами организма и это ещё при том, что толком не изучено влияние на организм электромагнитного излучения, недостаточной ионизации воздуха и многих других факторов, и хотя человек ещё не так много лет знаком с компьютером, уже стали приобретать очертания профессиональные заболевания компьютерщиков, это в первую очередь и остеохондроз, и туннельный синдром, и зрительные расстройства. У проблемы компьютеризации две составляющие. Первая определяется физиологическими особенностями работы человека за компьютером. Вторая – техническими параметрами средств компьютеризации. Эти составляющие – "человеческая" и "техническая" – тесно переплетены и взаимозависимы.
Исследования подобных проблем – предмет эргономики, науки о взаимодействии человека, основной целью которой является создание совершенной и безопасной техники, максимально ориентированной на человека, организации рабочего места, профилактики труда. В связи с таким положением в обществе, государственные органы и профсоюзы многих стран и стали разрабатывать различные нормы, сертификаты и правила, что бы хоть как- то сократить пагубное влияние компьютера на человека.
Так что, старайтесь прислушиваться к рекомендациям, которые стали всё чаще появляться и в прессе, и в других источниках информации и ваше общение с компьютером не принесёт вреда вашему здоровью.
Влияние компьютера на здоровье человека
Компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отметим несколько факторов риска.
1. проблемы, связанные с электромагнитным излучением;
2. проблемы зрения;
3. проблемы бессонницы, стрессов, нервных расстройств;
В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.
1. Влияние электромагнитного излучения.
Каждое устройство, которое производит или потребляет электроэнергию, создает электромагнитное излучение. Это излучение концентрируется вокруг устройства в виде электромагнитного поля. Некоторые приборы, вроде тостера или холодильника, создают очень низкие уровни электромагнитного излучения. Другие устройства (высоковольтные линии, микроволновые. печи, телевизоры, мониторы компьютеров) создают гораздо более высокие уровни излучения. Электромагнитное излучение нельзя увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или потрогать, но тем не менее оно присутствует повсюду. Что касается влияния на человеческий организм электромагнитного излучения более низких частот — излучения очень низкой частоты и сверхнизкой частоты, создаваемого компьютерами и другими бытовыми электроприборами, то здесь ученые и защитники прав потребителей пока не пришли к единому мнению. Однако некоторые работы и исследования в этой области определяют возможные факторы риска, так, например, считается, что электромагнитное излучение может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечно-сосудистой системы и аномалии в процессе беременности и соответственно пагубное воздействие на плод. По данным Российского центра электромагнитной безопасности, у работающих за монитором женщин от 2 до 6 часов в сутки регистрируются функциональные нарушения нервной системы в среднем в 4,6 раза чаще, чем в контрольной группе. По данным американских ученых у работающих женщин более чем 20 часов в неделю у мониторов в первые три месяца беременности выкидышей произошло в 2 раза большей, чем у женщин, занятых на других работах. По данным шведских исследователей, у женщин-пользователей ПЭВМ выкидыши в 1,5 раза чаще, а рождение детей с врожденными пороками развития – в 2,5 раза больше. Исследования в этой области, проверенные в последние годы, только усилили беспокойство и поставили новые вопросы, остающиеся без ответа. Как и все приборы потребляющие электроэнергию, компьютер испускает электромагнитное излучение, причём из бытовых приборов, с ПК по силе этого излучения могут сравниться разве что микроволновая печь или телевизор, однако в непосредственной близости с ними мы не проводим очень много времени, а электромагнитное излучение имеет меньшее воздействие с увеличением расстояния от источника до объекта. Таким образом, компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения.
2. Компьютер и зрение.
Если вопрос о влиянии электромагнитных полей на здоровье еще спорный, то уж наверняка на зрение компьютер влияет отрицательно. В любом случае, когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. Эта проблема хорошо знакома автолюбителю, долгое время находящемуся в пути, или любому читателю, часами, не отрывающемуся от книги. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки. Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в которой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии. Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера.
У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными. Как может подтвердить каждый родитель, эти последствия возникают не обязательно только при работе за компьютером. Когда дети переусердствуют в любом занятии, они часто становятся раздражительными. Если ваш ребенок возбужден больше, чем обычно, и для этого нет другой очевидной причины, то это вполне может быть вызвано длительным пребыванием его за компьютером. Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением. Многие дети страдают незначительным ухудшением зрения, которое можно расценивать как "неприятность". Со временем здесь потребуется коррекция зрения, но вмешательства медицины, возможно, удастся избежать до достижения юношеского или взрослого возраста. Но если дети столь сильно увлечены компьютером, что все свободное время проводят за клавиатурой, то эта "неприятность" может перерасти в нечто большее, что потребует коррекции в раннем возрасте. И некоторые офтальмологи высказывают опасение, что чрезмерное увлечение компьютером в раннем возрасте может оказать негативное влияние на мышцы, управляющие глазами, в результате чего ребенку очень трудно будет концентрировать зрение на определенном предмете, особенно в таких занятиях, как чтение. Если это произойдет, проблему коррекции зрения придется решать с помощью очков. К счастью, большинства этих проблем удается достаточно легко избежать. Если, несмотря на эти меры предосторожности, ваш ребенок жалуется на головную боль, если у него воспаляются и чешутся глаза или если у него неожиданно возникают трудности с чтением или другими школьными занятиями, то вам необходимо показать его офтальмологу. Не забудьте при этом сообщить, что у вас дома есть компьютер, и расскажите, сколько времени за ним проводит ребенок. Врач может назначить специальные упражнения для глаз или подобрать ребенку очки, предназначенные именно для работы на среднем расстоянии, характерном для компьютера. В связи с интенсивной работой за компьютером у человечества появились новые болезни еще более опасные, как прогрессирующий астигматизм. Под влиянием излучения, идущего от монитора, зернистости изображения и неплоскости экрана монитора у компьютерщиков наблюдается необратимые изменения в роговице глаза, В результате этих изменений изображение начинает фокусироваться оптической системой глаза не в круглую точку, а в овал. Зрительно больной наблюдает изменение формы объектов, нерезкие края, удвоение мелких изображений. Это заболевание не излечимо, поскольку все проводимые в настоящее время операции корректируют несовершенство оптической системы глаза воздействием на роговицу, в то время как это заболевание поражает именно роговицу. В этом случае она не сможет перенести операцию. В конце концов, это заболевание приводит к слепоте — у больного полностью расфокусируется изображения, и он видит предметы как через запотевшее стекло.
Комплексы упражнений для глаз.
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана
при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 — 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 — 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 — 6.
Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда
влево, вверх и вниз. Повторить 3 — 4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 — 6; затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
3. Стресс, бессонница, нервные расстройства.
Помимо того, что длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на здоровье, что уже сказывается на психике, она ещё и связанна с постоянным раздражением, источником которого могут быть разные ситуации. Наверное, нет такого человека, у которого ни когда не зависал компьютер, с потерей, не сохраненной информации, не было проблем с какими либо программами и т.д. Причём по результатам исследований, стрессовые ситуации, связанные с компьютером, а особенно с Интернет приводят к увеличению потребления спиртных напитков. Таким образом, мы получаем или психическую неуравновешенность или алкоголизм или всё вместе. Еще один важный фактор — нервно-эмоциональное напряжение у детей. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает, своеобразный, эмоциональный стресс. Наши исследования показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников.
Инструкция по технике безопасности при работе на компьютере.
Настоящая инструкция предназначена для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы со средствами вычислительной техники и периферийным оборудованием.
- Общие положения.
- Виды опасных и вредных факторов.
- Требования электробезопасности.
- Требования по обеспечению пожарной безопасности.
1. Общие положения
Область распространения и порядок применения инструкции:
Настоящая инструкция распространяется на персонал, эксплуатирующий средства вычислительной техники и периферийное оборудование. Инструкция содержит общие указания по безопасному применению электрооборудования в учреждении. Требования настоящей инструкции являются обязательными, отступления от нее не допускаются.
Требования к персоналу, эксплуатирующему средства вычислительной техники и периферийное оборудование:
К самостоятельной эксплуатации электроаппаратуры допускается только специально обученный персонал не моложе 18 лет, пригодный по состоянию здоровья и квалификации к выполнению указанных работ.
Перед допуском к работе персонал должен пройти вводный и первичный инструктаж по технике безопасности с показом безопасных и рациональных приемов работы. Затем не реже одного раза в 6 мес. проводится повторный инструктаж, возможно, с группой сотрудников одинаковой профессии в составе не более 20 человек. Внеплановый инструктаж проводится при изменении правил по охране труда, при обнаружении нарушений персоналом инструкции по технике безопасности, изменении характера работы персонала.
В помещениях, в которых постоянно эксплуатируется электрооборудование должны быть вывешены в доступном для персонала месте ?Инструкции по технике безопасности, в которых также должны быть определены действия персонала в случае возникновения аварий, пожаров, электротравм.
Руководители структурных подразделений несут ответственность за организацию правильной и безопасной эксплуатации средств вычислительной техники и периферийного оборудования, эффективность их использования; осуществляют контроль за выполнением персоналом требований настоящей инструкции по технике безопасности.
2. Виды опасных и вредных факторов
Эксплуатирующий средства вычислительной техники и периферийное оборудование персонал может подвергаться опасным и вредным воздействия, которые по природе действия подразделяются на следующие группы:
1. поражение электрическим током
2. механические повреждения
3. электромагнитное излучение
4. инфракрасное излучение
5. опасность пожара
6. повышенный уровень шума и вибрации
Для снижения или предотвращения влияния опасных и вредных факторов необходимо соблюдать? Санитарные правила и нормы. гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации.
3. Требования электробезопасности.
При пользовании средствами вычислительной техники и периферийным оборудованием каждый работник должен внимательно и осторожно обращаться с электропроводкой, приборами и аппаратами и всегда помнить, что пренебрежение правилами безопасности угрожает и здоровью, и жизни человека
Источник
Безопасность жизнедеятельности при работе ПК
Работа компьютера непосредственно связана с присутствием на рабочем месте человека. Поэтому вопросы охраны труда необходимо рассматривать с точки зрения обеспечения безопасных условий труда и условий труда, сохраняющих здоровье человека.
При работе в помещении по производству с использованием ЭВМ следует выделить следующие вредные и опасные факторы:
– метеорологические условия среды (микроклимат в помещении);
– слишком высокий уровень шума;
– повышенный уровень излучения;
– повышенные психофизиологические нагрузки;
– опасность поражения электрическим током;
Требования по влажности, предъявляемые к радиоэлектронной технике и нормы микроклимата, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека различны. Это объясняется тем, что при эксплуатации ПЭВМ влажность воздуха в помещении согласно ГОСТам 12.1.005-86 должна быть одной (не более 40-60%), а влажность для оператора другой (не менее 70%). Поэтому, оптимальная влажность в помещении для оператора и ПЭВМ принята 50%. Пониженная влажность может вызывает у человека ощущение сухости слизистых оболочек верхних дыхательных путей, ухудшить самочувствие и снизить работоспособность.
Высокая температура способствует быстрому утомлению человека. Это может привести к перегреву организму, что приводит к тепловому удару. Низкая температура может наоборот вызвать местное или общее охлаждение организма, что в свою очередь может стать причиной простудного заболевания. Поэтому в качестве оптимального микроклимата для персонала, с учетом требований предъявляемых к оборудованию, согласно ГОСТ 12.1.005-88 установлен микроклимат, отвечающий характеристикам: температура – 22-24°С, относительная влажность – 40-60%, подвижность воздуха не более 0.1 м/с.
Освещенность в помещении измеряется в люминах лк., и для искусственного освещения принята норма освещенности на рабочей поверхности, которая должна составлять 250-350 лк.
Шум, который создает одна ПЭВМ, невелик, и находится в диапазоне 30-68 дб. Согласно ГОСТу 12.1.003-83 шум не должен превышать уровня в 40 дб. Чрезмерный шум может стать причиной преждевременного утомления, ослабления внимания, памяти.
Ионизирующими называются излучения, взаимодействие которого со средой приводит к образованию электрических зарядов разных знаков. К такому излучению относятся: гамма-излучение, рентгеновское, корпускулярное, инфракрасное, микроволновое и другие виды излучений. Рентгеновское излучение на расстоянии 10 см. от монитора составляет не более 100 мкР/ч, а уровень ионизации обоих зарядов в диапазоне 1500-5000 на 1 куб. см воздуха. Источником излучения в помещении с ЭВМ являются мониторы с электронно-лучевыми трубками. При повышенном электромагнитном излучении у человека появляется головная боль, повышенная утомляемость, что снижает сосредоточенность работающего к работе, его внимание.
Излучение и поля радиочастотного диапазона регламентируются ГОСТ 12.1.006 – 84 («Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля»).
Психофизиологические опасные и вредные факторы по характеру действия подразделяются на: физические, которые в свою очередь подразделяются на статические и динамические, и нервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда и эмоциональные перегрузки). Персонал производственного отдела наиболее подвержен воздействию статических вредных факторов (неизменное положение тела), перенапряжению анализаторов (долгое времяпровождение перед экраном). Чтобы не перенапрягать зрительные анализаторы оператор должен проводить у монитора не более 6 ч. в сутки.
Пожароопасность в помещении главным образом представлена токоведущими частями электропроводки, коротким замыканием проводки, перегрузки электросети, статическим электричеством. Что касается причин возникновения пожара не связанных с электричеством, то сюда можно отнести: неправильное устройство и эксплуатация отопительных систем (использование в холодное время обогревателей), неисправность вентиляционных систем, неосторожное обращение с огнем и др.
3.2 Эргономические требования при работе с ПК
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [?U]. Научно-технический прогресс внес изменения в условия производственной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным, напряженным, требующим затрат умственной, эмоциональной и физической энергии. Это имеет прямое отношение и к специалистам, связанным с проектированием, разработкой, эксплуатацией, сопровождением и модернизацией автоматизированных систем управления различного назначения.
Вопросы, относящиеся к организации и охраны труда при работе за компьютером, регулируются:
1) Трудовым кодексом Российской Федерации;
2) СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы»;
3) Инструкцией по охране труда при работе на ПК.
В современной жизни компьютер широко применяется в жизни человека: и дома, и в офисе, и в магазине, и в производстве, и даже в бытовой технике – другими словами компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь людей и их использование постоянно увеличивается.
Не секрет, что в офисах компьютеры в основном используются как вспомогательные средства обработки информации, и такое введение компьютерных технологий принципиально изменило характер труда офисных работников и требования к организации и охране труда.
Несоблюдение требований безопасности приводит к тому, что через некоторое время работы за компьютером сотрудник начинает ощущать определенный дискомфорт: у него возникают головные боли и резь в глазах, появляются усталость и раздражительность. У некоторых людей нарушается сон, ухудшается зрение, начинают болеть руки, шея, поясница и тому подобное.
По законодательным актам Российской Федерации следует, что:
• максимальное время работы за компьютером не должно превышать 6 часов за смену;
• необходимо делать перерывы в работе за ПК продолжительностью 10 минут через каждые 45 минут работы;
• продолжительность непрерывной работы за компьютером без регламентированного перерыва не должна превышать 1 час;
• во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения и утомления зрения, предотвращения развития позотонического утомления целесообразно выполнять комплексы специальных упражнений.
В соответствии с вышеупомянутыми законодательными актами площадь рабочего места пользователя ПК должна составлять не менее 4,5 м2. В помещениях должна проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы. Шумящее оборудование (печатающие устройства, сканеры, серверы и тому подобные), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне рабочих мест сотрудников.
Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы мониторы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.
При размещении рабочих мест расстояние между рабочими столами должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м. Рабочие места сотрудников, выполняющих творческую работу и требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой от 1,5 м.
Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования. Высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм, рабочая поверхность стола должна иметь ширину 800..1400 мм и глубину 800..1000 мм. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной – не менее 500 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.
Конструкция рабочего стула или кресла должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы работника и позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины. Рабочий стул или кресло должны быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100..300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной поверхности, отделенной от основной столешницы.
Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500.
Таким образом, можно сформулировать такие рекомендации сотрудникам, работающим за компьютером:
1) Каждые 2 часа рекомендуется устраивать 10 минутные перерывы от работы за мониторами, сопровождающиеся проветриванием помещения.
2) Каждые 1,5 часа рекомендуется обязательно менять род деятельности, чередовать действия. Например, резку фотографий можно сменить сканированием, обсуждением и т.д.
3) Каждый день рекомендуется делать влажную уборку помещения помимо основной приборки техслужащей (протирка столов, мониторов, системных блоков, полок от пыли).
Заключение
В ходе проекта было разработано приложение автоматизации анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «Уралэнерготел».
Одним из преимуществ этого программного продукта является высокая экономическая эффективность, которая позволит организации значительно снизить затраты на систему анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также быстрая окупаемость. Это достигается за счет значительного снижения времени выполнения трудоемких операций. Сотрудники компании смогут тратить меньше времени на рутинные операции и больше внимания уделять своим задачам.
В дипломном проекте были решены следующие задачи: проанализирован процесс обработки данных в экономическом отделе; определены цели и задачи внедрения приложения автоматизации анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности; произведен анализ текущей ситуации; рассмотрены основные преимущества внедрения приложения; выполнена постановка задачи на разработку системы.
В результате внедрения приложения автоматизации анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности удалось достичь уменьшения времени на обработку информации; сокращения времени загрузки данных; организации быстрых расчетов и отсутствия ошибок.
Список литературы
1. Вендров А. М. CASE-технологии: Современные методы и средства проектирования информационных систем. [Текст] / М.: Финансы и статистика, 2009 – 176 стр.
2. Вендров А. М., Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / М.: Финансы и статистика, 2009 – 192 стр.
3. Вендров А. М., Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / М.: Финансы и статистика, 2009 – 544 стр.
4. Вилков Л.А. Менеджмент процессов [текст] / Л.А. Вилков, Й. Беккер, В. Таратухин, М. Кугелер, М. Роземанн; пер. с нем. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с.
5. Гагарина Л.Г. Технология разработки программного обеспечения: учебное пособие [текст] / Л.Г.Гагарина, Е.В. Кокорева, Б.Д. Виснадул. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
6. Гвоздева В.А. Основы построения автоматизированных информационных систем: учебник [текст] / В.А. Гвоздева, И.Ю. Лаврентьева. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 320 с.
7. Голицина О.Л. Базы данных: Учебное пособие [текст] / О.Л. Голицина, Н.В. Максимов, И.И. Попов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 352 с.
8. Головач В. Дизайн пользовательского интерфейса. Искусство мыть слона [текст] / В. Головач. – М.: Dreamstime.com. 2009. – 97 с.
9. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rfcmd.ru/sphider/docs/InfoSec/GOST_R_ICO-IEC_12207-99.htm
10. Грекул В.И. Проектирование информационных систем: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям в области информ. технологий [текст] / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. – М.: Интернет-Ун-т Информ технологий, 2009. – 304 с.
11. Гусева Т. М. Самоучитель по бухгалтерскому учету: учеб. пособие. – 2-е изд [текст] Т.М.Гусева., Т.Н.Шеина. – М.: Проспект, 2009. – 464с.
12. #G0Гусятников В. Н., Безруков А. И. Стандартизация и разработка программных систем, учебное пособие [Текст] / М.: ФиС, 2010 – 288 стр.
13. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных, 8-е издание.: Пер. с англ [текст] / К.Дж.Дейт. – М.: Издательский дом "Вильяме", 2010. — 1328 с.
14. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование: Учебник [текст] / С.М.Диго. – М.: Финансы и статистика, 2010. — 592 с.
15. Диго С.М. Проектирование использование баз данных: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2009.
16. Емельянова Н.З. Основы построения автоматизированных информационных систем: Учебное пособие [текст] / Н.З.Емельянова, Т.Л.Партыка, И.И.Попов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 416 с.
17. Зыков С. В. Модели жизненного цикла и методологии разработки корпоративных систем [Видеокурс] / Интернет-университет информационных технологий – ИНТУИТ.ру, 2009 – DVD-box: 2 диска.
18. Иванова Г.С. Технология программирования: Учебник для вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. 320 с.: ил.
19. Избачков Ю.С. Информационные системы: Учебник для вузов. 2-е изд [текст] / Ю.С.Избачков, В.Н.Петров. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
20. Кантор М. Управление программными проектами. Практическое руководство по разработке успешного программного обеспечения [Текст] / М.: Вильямс, 2007 – 176 стр.: с ил.
21. Котляров В.П. Основы тестирования программного обеспечения: Учебное пособие / В.П.Котляров, Т.В. Коликова. – М.: Интернет-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 285 с.
22. Крупский А.Ю. Разработка и стандартизация программных средств: Учебное пособие [текст] / А.Ю.Крупский, Л.А.Феоктистова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 100 с.
23. Лойко В.И. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб [текст] / В.И. Лойко, Т.П. Барановская, М.И. Семенов, А.И. Трубилин. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.
24. Макконел Стив. Профессиональная разработка программного обеспечения [текст] / С. Макконел; пер. с англ. под ред. В.Агаповой. – СПб.: Символ-Плюс, 2011. – 240 с.
25. Маклаков С. В. BPwin ERwin CASE-средства разработки ИС [Текст] / М.: Диалог-МИФИ, 2009 – 304 стр.
26. Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов — М., 2009. – 224с.
27. Марков А.С. Базы данных. Введение в теорию и методологию: Учебник [текст] / А.С.Марков, К.Ю.Лисовский. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 512 с.
28. Маслов А.В. Проектирование информационных систем в экономике: учебное пособие / А.В. Маслов. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 216 с.
29. Мацяшек Л.А. Анализ требований и проектирование систем.- М.: Наука, 2008- 352 с.
30. Моделирование бизнес-процессов средствами BPwin (часть 1) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/se/devis/7/
31. Моделирование бизнес-процессов средствами BPwin (часть 2) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/se/devis/8/
32. Моделирование информационного обеспечения средствами ERwin [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/se/devis/10/
33. Пестриков В.М. Delphi на примерах [текст] / В.М.Пестриков, А.Н.Маслобоев. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 496 с.
34. Петров В.Н., Избачков Ю.С. Информационные системы: Учебник для вузов. 2-е изд. [Текст] / СПб.: Питер Принт, 2010 – 656 стр.
35. Поляков А.В. Семь лекций об учёте затрат на предприятиях, имеющих распределённую структуру [текст] / А.В.Поляков. – М.: ИД «Русский журнал», 2006. – 56 с.
36. Принципы и этапы разработки ПО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tspu.tula.ru/ivt/old_site/umr/trpo/node14.html
37. Проектирование и разработка автоматизированных, информационных и аналитических систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.info-system.ru
38. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Г. Н. Смирнова, А. А. Сорокин, Ю. Ф. Тельнов; Под ред. Ю. Ф. Тельнова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 512с.
39. Рогозов Ю.И. Разработка метода построения информационных функционально-ориентированных моделей предприятия / Изв. ЮФУ. Технические науки [текст] / Ю.И.Рогозов. – 2008. – №7. – С.70–76.
40. Сергеев А. Access 2007. Новые возможности [текст] / А.Сергеев. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
41. Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. – М.: ДМК Пресс, 2010. – 256с.
42. Смирнов Н.В. Проектирование информационных систем [текст] / Н.В.Смирнов. – СПб.: БГТУ «ВОЕНМЕХ», 2008. – 146 с.
43. Сорокин А.В. Delphi. Разработка баз данных [текст] / А.В.Сорокин. – СПб.: Питер, 2010. – 477 с.
44. Стивенс Род. Программирование баз данных. Изд. 2-е, стереотипное [текст] / Р. Стивенс; пер с англ. под ред. С.М.Молявко. – М.: ООО «Бином-Пресс», 2007. – 384 с.
45. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес процессов. М. Финансы и статистика, 2009-319с.
46. Технология освоения и внедрения CASE-средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interface.ru/home.asp?artId=22623
47. Титоренко Г.А. Информационные системы в экономике: учеб. пособие для вузов — 2-е изд.доп. — М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008.-463с.
48. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник – М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2009.-400с.
49. Трофимов С. А. CASE-технологии. Практическая работа в Rational Rose [Текст] / М.: Бином-Пресс, 2010 – 272 стр.: ил.
50. Фаронов В.В. Программирование баз данных в Delphi 7. Учебный курс [текст] / В.В.Фаронов. – СПб.: Питер, 2011. – 459 с.
51. Фельдман Я.А. Создаем информационные системы [текст] / Я.А.Фельдман. — М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2006. – 120 с.
52. Фленов М.Е. Библия Delphi. – 2-е изд., перераб. и доп [текст]/ М.Е.Фленов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 800 с.
53. Фуфаев Э.В. Базы данных: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования – 3-е изд., стер [текст] / Э.В.Фуфаев, Д.Э.Фуфаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.
54. Хомоненко А. Д., Цыганков В. М., Мальцев М. Г. «Базы данных» Учебник для вузов Изд., Корона-Принт 2008 г – 736с.
55. Цирлов В.Л. Основы информационной безопасности автоматизированных систем [текст] / В.Л.Цирлов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 173 с.
56. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). — М.: Экономика, 2008. — 207 с.
57. Экономический анализ / Под. ред. Л.Т. Гиляровской. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-527 с.
58. Якобсон А., Буч Г., Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения [Текст] / СПб.: Питер, 2009 – 496 стр.: с ил.
Источник
Реферат по предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Эксплуатация и работа на персональном компьютере»
Тема для реферата по дисциплине «Предметная деятельность» «Эксплуатация и работа на персональном компьютере (ПК)» актуальна для сотрудником организаций и предприятий любой формы. Обращаясь к изучению курса Основ безопасности жизнедеятельности, преподаватель должен суметь доходчиво и обстоятельно разъяснить ключевые понятия и значимость данной темы для изучения и социализации воспитанников, а также безопасности их труда и персонала образовательной организации. Приступая к изучению и преподаванию данного курса педагогу необходимо тщательно разобраться во всех вопросах, стоящих в указанной работе.
Цель данного исследования состоит в стремлении автора разобраться в основных компетенциях сотрудника при работе с персональной электронно-вычислительной машиной.
Задачами явились следующие:
изучение основных требований к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ);
изучение основных требования к помещениям для работы с ПЭВМ, общих требований к организации и оборудованию рабочих мест, мер защиты;
формирование ключевых понятий для построения процесса преподавания предмета;
изучение основных нормативно-правовых документов и монографий по теме реферата.
Работа носит исследовательский характер, носит традиционную структуру, включающую введение, три главы, заключение и список используемой литературы.
При написании реферата использованы два вида источников: монографии и нормативно-правовые документы. Среди монографий – особое место отведено работе Белова С.В. «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность)», а также использованы методические указания к выполнению лабораторного практикума по курсу «Безопасность жизнедеятельности», составителей Гордеева С.А, Степанова Е.А. А также использован комплекс нормативно-правовых документов, регламентирующих данное направление деятельности в организации и на предприятии.
Глава 1. Основные требования безопасности к учебному оборудованию, обеспечение безопасности при работе с ПК
2.1. Основные требования безопасности к учебному
оборудованию
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за производством и эксплуатацией ПЭВМ осуществляется в соответствии с Санитарными правилами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и организации работы», которые:
распространяются:
на условия и организацию работы с ПЭВМ;
на вычислительные электронные цифровые машины персональные, портативные; периферийные устройства вычислительных комплексов (принтеры, сканеры, клавиатуру, модемы внешние, электрические компьютерные сетевые устройства, устройства хранения информации, блоки бесперебойного питания и пр.), устройства отображения информации (видеодисплейные терминалы (ВДТ) всех типов) и игровые комплексы на базе ПЭВМ; определяют санитарно-эпидемиологические требования:
к проектированию, изготовлению и эксплуатации отечественных ПЭВМ;
к эксплуатации импортных ПЭВМ;
к проектированию, строительству и реконструкции помещений, предназначенных для эксплуатации всех типов ПЭВМ, производственного оборудования и игровых комплексов на базе ПЭВМ;
к организации рабочих мест с ПЭВМ. 1
В организации должен осуществляться производственный контроль за соблюдением требований санитарных норм и правил.
Производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ.
Не допускается реализация и эксплуатация на территории Российской Федерации типов ПЭВМ, не имеющих санитарно-эпидемиологического заключения.
2.2. Обеспечение безопасности при работе с ПК
Требования безопасности, направленные на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) содержатся в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденного Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 г. №118 (в редакции от 03.09.2010 г.).
При работе с ПЭВМ (компьютерами) необходимо соблюдать следующие меры безопасности и охраны труда:
— эксплуатация ПЭВМ должна осуществляться в помещениях с естественным и искусственным освещением;
— оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков, позволяющих исключить прямую блескость, создаваемую солнечными лучами;
— площадь на одно рабочее место пользователей, работающих с видеодисплейными терминалами (мониторами) на базе электронно-лучевой трубки должна составлять не менее 6 квадратных метров, с мониторами на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – не менее 4,5 квадратных метров;
— светильники местного освещения должны иметь не просвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40 градусов;
— расстояние от глаз до экрана видеодисплейного терминала должно находится в пределах 600-700 мм, но не ближе 500 мм;
— в помещении с ПЭВМ должна производиться ежедневная влажная уборка пола и мебели. Помещения с работающими ПЭВМ необходимо проветривать после каждого часа работы;
— женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3 часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований;
— продолжительность непрерывной работы с видеодисплейным терминалом без регламентированного перерыва не должна превышать 1 час;
— для предупреждения преждевременной утомляемости рекомендуется организовывать рабочую смену путём чередования работ с использованием ПЭВМ и без неё;
— при работе с текстовой информацией рекомендуется выбирать наиболее физиологичный режим представления черных символов на белом фоне;
— если работник во время перерыва в работе с ПЭВМ вынужден находиться в непосредственной близости от него (менее 2 метров), то необходимо отключить питание монитора.
В зависимости от категории трудовой деятельности и уровня нагрузки за рабочую смену при работе с ПЭВМ устанавливается суммарное время регламентированных перерывов, приведенное в следующей таблице 1:
Виды трудовой деятельности с использованием ПЭВМ разделяются на 3 группы:
— группа А – работа по считыванию информации с экрана ВДТ с предварительным запросом;
— группа Б – работа по вводу информации;
— группа В – творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.
Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ПЭВМ, которые определяются:
— для группы А – по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 000 знаков за смену;
— для группы Б – по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену;
— для группы В – по суммарному времени непосредственной работы с ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.
Глава 2. Понятие предельно допустимой концентрации некоторых вредных веществ в воздухе.
При определенных видах профессиональной деятельности на человека могут воздействовать вредные вещества в виде химических веществ и производственной пыли. В соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 вредными являются вещества, которые при контакте с организмом человека могут вызывать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые как в процессе работы, так и в отдаленные сроки настоящего и последующих поколений. 2
Они проникают в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.
Характер действия вредных веществ на организм человека обусловлен их физико-химическими свойствами. Различают по характеру воздействия общетоксичные, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные вещества и вещества, влияющие на репродуктивную функцию.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны – концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных) работе в течение 8 часов или другой продолжительности, но не более 41 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не может вызвать профессионального заболевания либо других отклонений здоровья, которые можно обнаружить современными методами исследования. 3
Если количество вредных веществ, поступающих в среду обитания, превышает определенную для каждого вещества величину, то их действие в первую очередь проявляется в нарушении здоровья человека. Поэтому, одной из мер профилактики заболеваний является установление предельно допустимых концентраций (ПДК) в воздухе рабочих зон и населенных мест.
Глава3. Применение экобиозащитной техники. Рациональное размещение ПК (санитарные требования)
3.1. Применение экобиозащитной техники.
Экобиозащитная техника – аппараты, устройства, системы, предназначенные для предотвращения загрязнения воздуха, охрана чистоты вод, почв, для защиты от шума, электромагнитных загрязнений и радиоактивных отходов.
Если при совершенствовании технических систем не удается обеспечить предельно допустимые воздействия на человека вредных факторов в зоне его пребывания, то необходимо применять экобиозащитную технику:
Источник